Ислам учит:
Говорить только правду
Человек всегда должен стремиться говорить правду и только правду, как бы ему это ни было тяжело. Говорить правду означало не только не скрывать своих поступков, но не скрывать и намерений, побуждений, которые этими действиями двигали. Он утверждал, что «действия людей будут судимы по намерениям».
Придавал огромное внимание очищению мысли.
Очищение мыслей указывалось во всех Учениях. Будда говорил: «Из трёх видов действий наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль. С момента возникновения решения зла человек уже виновен — выявлено оно или нет».
Чтобы войти в соприкосновение с Аллахом, требуется очищение души, мыслей, слов и поступков.
Мухаммед придавал величайшее значение молитве. Он говорил, что «молитва — это соединение верующего с Аллахом возвышением духа» и что истинное наслаждение он находил только в молитве. Он неоднократно повторял, что самое главное — вера, а не то, сколько ты молишься, постишься, сколько сотворил поясных и земных поклонов; вера и стремление к чистоте.
Мухаммед нигде не разделяет веру от дел веры. О такой мнимой вере, которая не выражается ни в каких добрых делах, в Коране даже
не упоминается.
«Вера без дел, мертва есть», говориться в Евангелии и повторяется в Живой Этике.
По Исламу, творя злодеяние, неверный всегда нарушает и религиозную, и нравственную заповедь, оскорбляя вместе и Аллаха, и ближнего!
Мухаммед учил держать свою речь под контролем, избегать пустословия и осуждения ближнего. «Исполнение религиозных обрядов не искупит вины
«Избегайте подмечать и осуждать недостатки в людях, особенно такие, какие есть в нас самих». «Истинная скромность — источник всех добродетелей», — считал он.
После любви к Аллаху стоит любовь к ближнему. Это вторая заповедь Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». К этому же призывал и Мухаммед. Он говорил: «После поклонения Аллаху самое лучшее дело — любить друг друга». «Вы не войдёте в царство Божие, пока вы не будете иметь веры, и вы не исполните веры до тех пор, пока не будете любить друг друга».
Мухаммед всегда стоял на нераздельной религиозно-этической точке зрения. «Аллах обещает милосердие Своё и славную награду тем, кто с верой соединяет заслугу добрых дел».
«Верующие, которые будут делать добро, совершать молитву и творить милостыню, будут иметь награду свою у Аллаха».
«Знаешь ли, что есть вершина добродетели? Выкупить пленника, накормить в дни голода сироту ближнего и нищего безвестного».
Понятие милостыни у Мухаммеда очень широкое. Доброе, ласковое слово, сочувствие в горе, любая помощь и услуга — такую милостыню может творить и бедняк. Когда вы встречаете брата своего с приветом, когда вы побуждаете его к доблестным поступкам и удерживаете от злых дел, когда указываете путнику дорогу, очищаете дорогу от терний и камней, даёте жаждущему напиться, — всё это дела милосердия.
Заповедано также милосердие и к животным. «Бойтесь Аллаха, не мучьте животных. Пользуйтесь ими, пока они служат охотно, и отпускайте их, когда они устали, и давайте вволю пищи и питья бессловесным».
Он учил быть милостивым ко всем. «Кто милостив к созданиям Аллаха, к тому милостив и Бог; потому будь милостив к человеку на земле, к доброму ли, к злому ли, — а быть милостивым к злому — значит удерживать его от зла».
Мухаммед, спрошенный о том, в чём состоит высшая вера, отвечал: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
В этих кратких словах лежит основа взаимоотношений между людьми, данная во всех высоких религиях мира.
О судьбе человека в загробном мире Мухаммед утверждал, что она определяется не его принадлежностью к той или иной религии, а внутренним отношением человека к добру и злу, и его деяниям на земле. И когда после смерти человек предстанет перед Аллахом, Тот спросит его: «Почему ты не накормил Меня, когда Я был голоден?» — Но как я мог накормить Тебя, Владыку мира, Тебя, в чьей власти находится всё? — И Аллах ответит ему: «Твой брат был голоден, и ты не накормил его». Полная аналогия со словами Христа на Страшном Суде.
Мухаммед учил Вечности. «Могила, — говорил Мухаммед, — первая ступень в вечности». «Верующие не умирают; они только переносятся из тленного мира в мир вечного существования».
Мухаммед провозгласил полную свободу выбора и считал, что всякое принуждение к вере, притеснение инакомыслящих — тяжкий грех в глазах Аллаха.
Мухаммед говорил о самосовершенствовании. Из всех войн самой священной Он считал ту войну, в которой человек побеждает самого себя.
И в буддизме, в Дхаммападе, утверждается: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».
Ислам учит человека элементарным азам жизни, учит правильному поведению в семье, обществе, в отношениях с родителями, детьми, учителями и учениками, руководителями и подчинёнными.
Коран предупреждает: «Все пророки получали чистую веру с неба, но затем она искажалась, частью от действия злого духа, частью по вине людей; каждый раз, как мы посылали пророков, сатана примешивал заблуждение к их учению».