Христианство

Христианство
храм всех религий, экскурсия, казань, Христианство
Ильгиз Ханов - иконописец, и тема Христианства поэтому хорошо представлена его работами.
Хотите принять участие в строительстве Храма?
Зарождение христианства. Бог

Главным вкладом Древнего Рима в будущую культуру Европы стало христиа́нство – религия, впоследствии связавшая на века многочисленные племена, населявшие земли бывшей Римской Империи, создав определённую культурную целостность, которую принято называть христианский мир.
Зародилась эта религия в далёкой восточной провинции Римской Империи - Палести́не, в среде иудеев.
Христианство базировалось на вере в Единого Бога, Непознаваемого, Всемогущего, Всевидящего, Всезнающего, являющегося воплощением Абсолюта и Совершенства, создателя Мира и Человечества. Данное представление о Боге принципиально отличалось от языческих верований и стало толчком к формированию нового взгляда на Мир, центром, причиной, смыслом которого теперь являлся Бог.
Человек
Как и иудеи, христиане считали, что Бог (Творец, Госпо́дь, Всевы́шний и т.п.) сотворил Вселенную, Ангелов и Человека за шесть дней. Первого человека – Ада́ма Господь создал «по образу и подобию Своему», а затем, из его ребра сотворил женщину – Еву и поселил их в райском саду – Эде́ме.
Важным моментом этого учения является то, что подобие человека Всевышнему было не столько физическое (телесное), сколько духовное. По мнению верующих, кроме ангелов, только человек из всех живых существ получил от Бога дух и волю свободу выбора между добром и злом.
Грех
Самую первую битву Добра и Зла в своей душе человек проиграл. Согласно легенде, Бог разрешил Адаму и Еве пользоваться всем, что есть в Эдеме, запретив лишь вкуша́ть плоды с Древа Познания.
Подстрекаемая Сатаной, действовавшим через змея, Ева сорвала Запретный Плод (Яблоко Познания) и, попробовав сама, дала его Адаму. Так человек совершил перворо́дный грех, поддавшись искушению Зла, за что был изгнан из Эдема.
С тех пор количество человеческих грехов непрестанно множится и это, по мнению верующих, неминуемо должно привести к Концу Света – уничтожению Всевышним Творцом человечества и Мира.
Пророки
Согласно «священному писанию», Бог, изгнав людей из Рая и заселив ими всю землю, продолжал заботится о них, «открывая» Себя и Свою волю через пророков, наделённых даром Откровения. Через пророков он заключал с человечеством заве́ты договоры, соблюдение, выполнение которых давало людям шанс на продление человеческого существования на земле.
В этих откровениях неоднократно упоминалось о Месси́и – Спасителе, Божьем Посланнике, который должен явиться в мир перед самым его концом, чтобы стать Судьей над всем человечеством в целом и каждым человеком в отдельности и установить Царствие Божие.
Таким Спасителем Мира христиане считают Иису́са Христа́, именем которого названо вероучение.
Дата его рождения стала точкой отсчёта начала нашей или новой эры, ознаменовав колоссальные перемены в мироощущении, сознании человека, в представлении о смысле жизни.
Иисус Христос
Итак, Иисус Христос родился в городе Вифлее́м в I веке нашей эры. Его матерью была Дева Мария, а отцом… сам Бог, осуществивший чудо непорочного зачатия посредством Святого Духа.
(В живописи принято изображать Святого Духа в виде белого голубя).
Однако Иисус это не только Сын Божий, по мнению христиан, он - Сам Бог (одна из Его ипостасей), воплотившийся в человеческом теле (вочеловечившийся) для того, чтобы приняв мученическую смерть, искупить первородный грех.
Отсюда родилось понимание сущности Бога, как Триеди́нства (Троичности), включающей ипостаси Бога-Отца (Саваоф), Бога-Сына (Христос) и Святого Духа.
Догмат о Святой Троицеэто основополагающее отличие христианства от других авраамических религий.
Мало известно о детстве и юности Христа, источники с его жизнеописанием – Ева́нгелия – сообщают, в основном, лишь о последних годах его жизни (всего на земле он прожил 33 года), от момента когда Христос начал проповедовать своё учение, затем был предан одним из своих учеников (Иудой) и казнён, по римскому обычаю, на кресте.
Главным же было последующее Воскресение Иисуса и его вознесение ( духом и телом) на Небеса. Этот факт служил доказательством божественной сущности Мессии, правоты его слов, и возможности воскрешения после смерти для каждого человека, следующего Его заветам.
Далее, по мнению христиан, последует второе пришествие Христа, которое ознаменует Конец Света (Апока́липсис), Страшный Суд, уничтожение Мирового Зла (окончательная победа над Сатаной) и установление Царства Божьего.
Библия
Обо всём этом повествуется в главной книге христианства – Би́блии, которая состоит из двух частей:
1. «Ве́тхий Заве́т» - книги, основанные на иудейском Священном Писании, в которое входят рассказы об истории еврейского народа, начиная от сотворения Богом мира, а также книги различных пророков и их пророчества.
2. «Новый Заве́т» - вторая часть Библии, включающая четыре «Ева́нгелия» (от греч. «Благая весть»), написанные его учениками, которых принято называть Апо́столами - евангелистами - Луко́й, Ма́рком, Матфе́ем и Иоа́нном. В Евангелиях изложены события земной жизни Христа, а также основы его учения. Также в Новый Завет вошли рассказы о деяниях апостолов и их послания Церкви и верующим.
Завершает Библию «Откровение Иоа́нна Богосло́ва» - виде́ние апостола Иоанна о Конце Света, получившее название Апока́липсис.
Христианская церковь. Конфессии
В первые века своего существования, новая религия подвергалась самым жестоким гонениям во всех уголках Римской Империи, однако, несмотря на страшные пытки и казни, которым предавали ранних христиан, их количество постоянно множилось.
В конце концов, Римский Император Константи́н в начале четвёртого века (313 г.) объявляет христианство официальной государственной религией.
Постепенно образовалась и специфическая организация, объединяющая всех верующих, осуществляющая контроль над ними и наставляющая в вере – христианская Це́рковь.
Разделение в IV веке Римской Империи на две части – Западную и Восточную (Византия), которые вскоре практически прекратили всякие контакты, стало причиной того, что христианская церковь стала по-разному развиваться на этих территориях. Различными были обряды, формы службы, типы храмовой архитектуры и даже разнились представления о важнейших догматах вероисповедания.
Вскоре противоречия стали неразрешимыми и христианство окончательно разделилось на две ветви в 1054 г. (XI в.): Восточную (Византийскую или греческую) – правосла́вную и Западную (Римскую) – католи́ческую.
В начале XVI в. (1517 г.) уже в русле католической церкви происходит новый раскол – от неё отделяется часть верующих, ратующих за реформирование католицизма. Вследствие этого появляется ещё одно направление христианства – протестанти́зм.
На сегодняшний день число конфессий, исповедующих христианство, продолжает увеличиваться, но, так или иначе, несмотря на, порой, весьма значительные различия в форме и содержании их ритуально-обрядовой стороны, все они произрастают от трёх основных направлений: православия, католицизма или протестантизма и имеют один общий корень – веру в истинность учения Христа.
Дуализм
Чем же так привлекала римских язычников эта религия? Этому способствовало и то, что Учение Христа основывалось на Любви и Смирении, и то, что последователем христианства мог стать абсолютно каждый, вне зависимости от происхождения, социального положения и национальности.
Однако, возможно, самым важным в этой религиозной системе, было новое, по сравнению с языческим, видение смысла человеческой жизни и иное восприятие смерти.
Дело в том, что христиане стали рассматривать земную человеческую жизнь, как своеобразное испытание, подготовку перед жизнью вечной, которая должна последовать после смерти. Эта идея принципиально была не нова (вспомните, например, религиозные представления древних египтян), однако христианское вероучение смогло наполнить её другим содержанием.
В соответствии с этой концепцией, вещественная сторона мира оказывалась менее важной и значимой по сравнению с духовной, в силу того, что материальное - смертно (изначально предназначено для исчезновения, превращения в прах/тлен), в то время как духовная составляющая, бессмертная и нетленная - и есть то, что составляет смысл жизни.
Это в корне меняло античное представление о человеке, основывающееся на греческом принципе калокагатии, когда телесная красота являлась своеобразным залогом наличия лучших духовных качеств. Всё представлялось совершенно иначе в средневековье: тело, рассматривается как «сосуд грехов», в котором «томится», как в тюрьме, вечный дух. То есть, люди, в первую очередь, должны заботиться не о теле, а о заключённой в нём душе.
Благодаря этому, впервые в истории европейской культуры и искусства, начинают осмысливаться не столько эстетические (как в Античности), сколько этические (морально-нравственные) категории человеческого бытия, что явилось, безусловно, одним из высших достижений средневековой эпохи.
Однако сохранить душу чистой и непорочной далеко непросто. Несмотря на то, что человеческий дух непрестанно стремится к Свету, Добру и Богу, по сравнению с телом он слишком слаб. Семь смертных грехов: Горды́ня (Высокомерие), Зависть, Чревоуго́дие (Обжорство), Блуд (По́хоть), Гнев (Злоба), А́лчность (Жадность), Уны́ние (Пра́здность), услаждая человеческую плоть и усыпляя сознание, ведут, по мнению христиан, к погибели души, которая, поддавшись греху, теряет самое важное – Любовь к ближнему, являющуюся основой христианского вероучения.
Человека, который поддаётся искушению и впадает в грех, согласно христианству, ожидает посмертное наказание – его душа попадает в Ад, где её ожидают вечные муки. Если же человеку удаётся противостоять соблазнам, то можно сказать, что он совершает духовный подвиг, награждаемый после телесной смерти вечным блаженством души в Раю́. Таким образом, по мнению верующих, осуществляется та Высшая Справедливость, которая на земле для многих просто недосягаема.
Основные догматы христианства
1. Вера в Единого Бога (монотеизм), существующего одновременно в трёх лицах (догмат о Святой Троице) – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух;
2. Понятие о Боге, как Совершенстве (Абсолюте), заключающем в себе Всемогущество, Всезнание, Всепрощение и Любовь;
3. Учение о Иисусе Христе как богочеловеке, вочеловечившемся Боге (воплотившемся в человеческом теле) для спасения людей от первородного греха, проклятия и смерти. Как сказал об этом один из отцов церкви Афанасий Великий: «Бог вочелове́чился, чтобы человек обо́жился»;
4. Учение о богоподобии человека («сотворён по образу и подобию Божию»), выражающегося в наличии бессмертной сущности (души) в нём и свободы воли;
5. Идея о дуалистичном устройстве мироздания и безусловном приоритете духовного начала над материальным и физическим;
6. Вера в существование загробного мира и бессмертие души;
7. Представление об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании;
8. Наличие строго структурированной организации верующих – Церкви, мыслящейся как воплощение Божественного Порядка на земле.
Таким образом, христианство «открыло» духовный мир человека, объявив мораль и нравственность высшими ценностями человеческого бытия и создав принципиально новую модель человеческого существования в мире и обществе.
Made on
Tilda