Алтайские тюрки считают, что корни дре- ва Байтерек — это мiр душ предков, которых обе- регает бог Эрлик вместе со своей подругой Тенгри- Умай. Эрлику подчиняется нижняя зона мiра — духи предков. Эрлик является вечной опорой «Древа Жизни». Благодаря Эрлику так же происходит кру- говорот жизни в мiре.
Крымские татары «Древо жизни» называ- ют «Омюр Агач» (тур. омюр — мiр, вселенная, агъач
— дерево). У них «Омюр Агач» так же символ чело- веческого Рода, как Род у славян.
Казанские татары представляли «Древо жизни» с цветочными ветвями. Это дерево с птица- ми, трилистниками и розетками на стволе и ветвях. Каждая ветка — это так же человек общечеловече- ского Рода, а каждая птица, гнездящаяся в его ветвях
— человеческая душа.
В Средиземноморьев эллинистическую эпоху На рубеже Новой эры, с I в. до Р.Х. по I в. по- сле Р.Х. так же бытовало представление о священном
«Древе жизни» которое неразрывно было связано с богослужением. У Иудеев прообразом «Древа жиз- ни» был семисвечник — Минора, зажигавшаяся на все еврейские праздники. Особой была ханукальная Минора не в 7, а в 9 свечей.
Минора, по толкованию эллинистического философа Филона Александрийского, символизи-
ровала «Древо Жизни» в ветвях которого горели не- бесные светила: среднее — Солнце; слева — Сатурн, Юпитер и Марс; справа — Венера, Меркурий и Луна. Семирожковый светильник из Ветхозавет-
ной Скинии перешел и на престолы христианских храмов, где возжигается он до сих пор.
КАББАЛАДерево Сефирот.Казалось бы особняком стоит «Дерево Жиз- ни» в Каббале. Ошибочно полагают, что Каббала это исключительно иудейское учение восходящее к Торе (Моисееву Пятикнижью) и ветхозаветной Библии. На самом деле Каббала — это эллинистический продукт — синтез античной философии и талму- дических учений. Понятие Сфирот (мн. ч. от «Сфи- ра» — ספירה) буквально обозначающее «шар, сфера» восходит к гностическим учениям истоком которых является неоплатонизм, процветавший в средизем- номорье на рубеже дохристианской и христианской
из трактата Мордехая Крескаса (Филиппа де’Акуина). Франция 1625 г. Сефиры — это 10 кругов, выстроенных в схему, представляющую из себя три колонки, три ствола: первый ствол, расположенный слева, назы- вается Ствол Строгости или Закона, в нём три круга: Бина (Разум), Гебура (Сила) и Ход (Слава). средний ствол называется Колонна Равновесия. Тут четыре сферы: Кэтер (Корона), Тиферет (Красота), Иезод (Основание) и Малькут (Царство). В правом столбе, как и в левом, тоже три сферы. Хокма (Мудрость), Хесед (Милосердие) и Нетцах (Победа). Сферы эти соединены двадцатью двумя связями (по числу букв еврейского алфавита, по числу карт Таро старшего аркана и т.п.).
Следует заметить, что верхняя сефира в пра- вом стволе Милосердие, называемая Хокма (Му- дрость), символически изображается в виде Уробо- роса, змеи, кусающей себя за хвост. Этот образ змеи, символизирующий собою мудрость, неоднократно будет встречаться и в других мифологиях.
Схема эта, напоминающая дерево, символизирует собой процесс создания мiра и развертывание все- ленского бытия. В буквальном смысле «Дерево Се- фирот» представляет собой мiровое «Древо Жизни», подобное тем деревам, что представлены в других верованиях и мифологиях.
Древняя Греция В древнегреческом мiре признаки «Древа жизни» имеет дерево, растущее на краю ойкумены (вселенной), в саду Гесперид, плоды от которого до- был Геракл в 12-м, самом трудном своём подвиге. Сок этого древа родственен Амброзии — напитку бессмертия, готорый пили олимпийские боги. Срав- ните с Амритой — напитком бессмертия в мифоло- гии древних иранцев. Но истинным «Древом жизни» древние греки считали маслину (оливу). Его росток богиня Афина, выигравшая спор с Посейдоном за покровительство над Аттикой, возрастила на месте будущего Афинского Акрополя.
Афина-Паллада — богиня мудрости. Она рождена из головы самого Зевса от богини разума Метиды, которую Зевс, зачавший Афину, проглотил и содержал в себе до самого её рождения. Интерес- но, что одна из каббалистических сефирот так и на- зывается — Хокма = Мудрость. Та, что расположена на вершине правого ствола Дерева Сефирот, кото- рый называется «Ствол Милосердия».
Впрочем, и у древних греков их «Дерево Жиз- ни» так же не обошлось без образа Змея. Судьёй, ар- битром в споре Посейдона и Афины-Паллады был Кекропс — первый Царь Аттики. Он был наполовину человеком, а наполовину змеем. Сверху по пояс он имел человеческий облик, а ниже пояса у него было два змеиных хвоста вместо ног. Кекропс был сыном Геи — богини земли, по другой версии, он был ав- тохтоном (букв. — самородком), выросшим из под земли. Кекропс был, что называется «культурным героем». Он был чрезвычайно благочестив, первым назвал Зевса Верховным богом и начал воздавать почести богине мудрости Афине Палладе. При этом, Кекропс заменил кровавые жертвоприношения на мирные приношения и возлияния простой водой потому, что вина тогда ещё люди не знали. Кроме того, Кекропс первым установил брачный союз меж- ду мужчиной и женщиной, заменив им первобыт- ный промискуитет.
Мiровое Древо Иггдрасильв Скандинавской мифологииЭто мiровое древо, которое так же связыва- ет небесный мiр с земным и преисподним. На этом древе живёт белка Рататоск (Ratatoskr — «зуб-бурав» или «сверлящий зуб»).
Рататоск шныряет по древу между Нидхёггом
— поземным змием, — грызущим корни Иггдрасиля, и ётуном Хрёсвельгом, который в обличье орла си- дит на верхушке этого древа.
Рататоск в скандинавской мифологии явля- ется тем, что у мифологов называется «Культурный герой».
Нидхёгг и Хрёсвельг непрестанно бранятся между собою, а Рататоск переносит от одного к другому слова их брани. Бранятся они, надо заметить, высоким поэтическим слогом, а те, кто воспользует- ся услугами Рататоска, чтобы добраться до сердце- вины Иггдрасиля и добыть «поэтический мёд», ста- новятся великими поэтами-бардами
Три корня Великого Древа уходят в три раз- ных мiра: первый к асам (богам, возглавляемым Одином), в Асгард; второй к предвечным великанам
— гримтурсенам; третий в Ётунхейм, где обитают ве- ликаны ётуны. Впрочем, в «Старшей Эдде», в «Речах Гримнира», рассказывается нечто иное. Здесь гово- рится не о Нифльхейме, а о Хельхейме, одном из 9-ти мiров, позземный мiр, куда Один низверг великаншу Хель, которая теперь там властвует, и не о Асгарде, а о Мидгарде, мiре населённом людьми, то есть, нашем мiре. Мы не будем углубляться в сложную и запутан- ную Скандинавскую мифологию, но укажем только на то, что достоверно известно и касается только идеи Мiрового Дерева и о его культурном значении. Под первым из корней Дерева Иггдрасиль три норны — богини судьбы. Их называют: Урд («про- шлое»), Верданди («настоящее») и Скульд («буду- щее»), они поддерживают вечную свежесть и моло-
дость этого Древа.
Под вторым корнем обретается источник му- дрости. Возле него живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. Гово- рят, что, постоянно искавший мудрости, бог Один отдал свой правый глаз, чтобы напиться из этого ис- точника.
Под третьим корнем Иггдрасиля — источ- ник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все под- земные реки. Именно в этом источнике обитает по- мянуьый уже дракон (или змей) Нидхёгг, который грызёт корни Иггдрасиля.
На макушке Дерева Иггдрасиль рядом с ор- лом Хрёсвельгом, обитает Великий Олень, который пиается его ветвями.
В старшей Эдде кроме того сказано, что ствол у этого многострадального Древа ещё к тому же не- престанно гниёт:
Не ведают люди, какие невзгодыу ясеня Иггдрасиль:корни ест Нидхёгг, макушку — олень,ствол его гибнет от гнили. В связи с интересующей нас культурологиче- ской составляющей образа Мiрового Древа интерес- на этимология имени Иггдрасиль. В буквальном пе- реводе оно означает «конь Игга». Игг — буквально:
«висельник». Это один из эпитетов бога Одина. Есть предание о том, что скандинавские письмена руны открылись Одину, когда он, пронзив себя копьём, девять дней и ночей провисел на Мiровом Древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) поэтическим мёдом от его деда Бёль- торна, он услышал руны и начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью.
«Древо Жизни»
русская вышивка. «Дерево Жизни» у древних славян — это мiровя ось, пронизывающая насквозь всю вселен- ную, от неба (мiра Прави), кроны дерева с листьями и, гнездящимися там волшебными птицами: Алко- ностом, Гамаюном, Фениксом, Сирином и Симур- гом. Ниже — ствол Древа, проходящий сквозь воз- дух воду и землю (это мiр Яви); и далее, в глубину, корни этого древа, ветвятся в преисподних земли (это Мiр Нави).
Кроме «Древа Жизни» выспреннего, горнего устремленного от преисподних земли к небу, в сла- вянской космогонии существует ещё и древо доль- нее, как бы поверженное, распростертое по всей зем- ле. Это «Древо Судьбы». Корни и ветви этого Древа Собачья жизнь 2суть пути-дороги, по которым странствует человек во время своей земной жизни.
С «Древом Жизни» у славян, как и у скан- динавов, неразрывно связана белка. Белка (векша, мысь, урма) — шустрый зверёк с крепким зубами, снующий по дереву от корней до верхушки, вызы- вал у славян подобные ассоциации, как и у скан- динавов их прядающая по Древу Иггдрасиль белка Рататоск.
«Мысь, аки молонья, сокрушающая каме- ние, щепит древеса…». Образ белки так же, как и помянутый Рататоск, связывался у славян со светом, с просвещением, с поэзией.
«Боянъ бо вещій, ащекому хотяше песнь творити, то растекашется мысію по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы…», — вспоминаем мы стихи знаменитого «Слова о полку Игореве». Боян, поэт, сказитель у славян образно мыслился, как мудрый орёл парящий под облаками и своим прозорливым оком созерцающий весь дольний мiр.
седых нечёсаных волос. Волосы на голове и в бороде Рода не только расходились, но, как ветви в скуль- птуре «Дерево Жизни» Ильдара Ханова, срастались сливались в петли, ибо каждая веточка, волосинка
— это отдельный человек и сливаясь, переплетаясь с другой веточкой, они создавали колтун — семью, от которой расходились новые волосы.
Интересно, что у корней Древа жизни сидит богиня судьбы Мокошь со своими двумя сёстрами (или дочерями) Долей и Недолей. Оне искусные пря- хи, непрестанно прядут нити судьбы каждого чело- века от его рождения до самой смерти. Если человек ведёт жизнь благую, то Мокошь доверяет пряжу сво- ей сподручной Доле, а стоит человеку сбиться с пра- вого пути, как нить его судьбы передаётся Недоле. Это напоминает античные мифы о богинях судьбы
— мойрах
(мойра др. гр. = «доля», «участь») в древ- ней Греции и древнеримских парках, которые так же прядут нити судьбы.
В славянской мифологии с «Древом жизни» можно отождествить так же образ бога Рода от ко- торого происходит весь человеческий род. Каждая ветвь этого рода — это отдельный народ, а веточка
— отдельная семья. Славянский бог Род по сути сам является всем человечеством. Будучи своего рода всемiрным генеалогическим древом, бог Род являлся для славян древом жизни в буквальном смысле это- го слова. Изображали его древним косматым стар- цем со вставшими дыбом перепутанными прядями
В ветвях (власах) Древа Жизни Рода гнез- дится птица (или птицы, множество птиц) — име- нуемых
Сва — воплощение богини любви Лады. Женщины, устраивающие молодым помолвки, на- зывались
свахами. Когда парень с девушкой соеди- нялись в любви,
сватались,
сваливались,
ладили— это завершалось заключением брака,
свадьбой и
родами, рождением детей — жизнь продолжалась — Древо жизни ветвилось. Не даром символом Древа жизни была свастика — древний солярный символ.
Таким образом, образ бога Рода в славянской традиции нёс на себе явно эротическую нагрузку. Недаром славяне устанавливали Роду кумиры, по- добные индо-иранским лингамам, извергающим на- питок жизни — хому (хаому). Часто истуканы бога Рода были изваяны из целых деревьев, выкорчеван- ных с корнями, и славяне поклонялись им, как ос- новам своего бытия, видя в них своих предков, весь свой род и вообще весь род человеческий.
Истуканы (со слав. — изваяния, скульптуры) символизирующие бога Рода одновременно изображали и «Древо Жизни». Этими символами, Колов- ратами, украшали разные предметы: одежду оружие, инструменты, посуду. Эти солярные символы, по- добные
свастике, указывали на круговорот жизни в природе. Ведь именно благодаря движению по не- босводу Солнца, Ярилы, происходит смена времён года, круговорот жизни в природе и питание сол- нечной энергией всех растений, в том числе и самого
«Древа Жизни», бога Рода.
Непременными атрибутами бога Рода был посох в правой руке и возле левой ноги сопутство- вавшая ему хранительница домашнего очага Соба- ка, по-славянски называемая Псица. Кстати, так же
— Псица, называлась и самая яркая звезда северного неба — Сириус. Вспомните древнеперсидскую звез- ду Тирштрйю, которая пьёт из мiрового источника вод и дождит по всей земле.
Славяне осознавали свою духовную общ- ность со многими цивилизациями. Их мифы и леген- ды веками, если не тысячелетиями хранили память предков. Волшебные птицы, гнездящиеся в ветвях Дерева Рода, пеклись о множестве дел. Плодоносная птица Симург засевала семена жизни по всей земле. Вещие птицы Алконост, Гамаюн, сирийский Сирин и финикийский Феникс, возрождающийся из пепла.
Древо в Буддизме Ключевой фигурой в Буддизме является ца- ревич Сиддхартха Гаутама, который стал называться Буддой (пробудившимся), Буддой Шакьямуни, так как он достиг того состояния Просветления, к кото- рому стремится каждый буддист.
День рождения Будды Шакьямуни, 5 апре- ля, — национальный праздник в Японии, Тайланде, Мьянме Шри-Ланке и российской республике Кал- мыкия.
Так же Будда Шакьямуни является централь- ным действующим персонажем в других дхармиче- ских учениях — религии бон, индуизма, и в кришна- изме, где в поздние времена он был включен в число аватар (воплощений) верховного бога Вишну, вытес- нив брата Кришны, Балараму.
Когда царевич родился, сразу семь браминов предсказали его отцу, что если молодой принц оста- нется дома, то он станет великим правителем, кото- рый объединит Индию, но если он уйдет, то станет Буддой и откроет глаза мiру. Восьмой брамин объ- явил, что Гаутама, несомненно, станет Буддой, от- казавшись от мира после того, как увидит четыре знамения — старого, больного, умершего и святого. Правитель, боясь, что сын его покинет, оградил его от боли и страдания и окружил его всей возможной роскошью. К услгам Гаутамы было 3 дворца и теши- ли его 40 000 прекрасныхтанцовщиц.
Когда царевичу исполнилось 29 лет, он, на- рушив запрет отца покидать пределы царского сада, отправился на колеснице осматривать свои владе- ния, он по пути встретил, как и было предсказано, старого, больного и умершего. Проникшись к ним состраданием, Гаутама стал размышлять, как пре- одолеть этот неумолимый рок — удел всех живущих на земле смертных людей. Размышляя, он продолжил свой путь и встретил нищего монаха в шафрановом одеянии, с бритою головой просящего подаяние.
Воодушеалённый примером нищего мона- ха, Гаутама оставил дворец отца, молодую жену и новорождённого сына и встал на путь странствую- щего монаха. Он присоединился к группе из пяти странствующих аскетов и стал истощать себя по- стом и трудами так, что едва не умер. Осознав, что такой путь приведёт его лишь к смерти и новому перерождению, с такими же страданиями и мукой, он оставил своих попутчиков и пошел дальше один, ища нового пути к просетлению. Его спасла молодая крестьянка, накормившая его рисом и молоком.
После еды Гаутама сел под смоковницей и дал обет не сойти с этого места до тех пор, пока не до- стигнет просветления. Это дерево стало именовать- ся дерево Бодхи — дающее просветление.
Таким образом, царевич Гаутама просветился и достиг состояния Будды, медитируя под истинным Древом Жизни.
Это древо отождествляется буддистами и за- падными учёными, изучающими буддизм, со вполне определённым растением из семейства древовид- ных фикусов — священной фигой или смоковницей
(лат. Ficus religiosa). Эти дерева отличаются огром- ной продолжительностью жизни, от 500 до 1500 лет. Говорят, где-то есть дерево, которому уже 2500 лет. Однако если то самое дерево под которым сидела вполне историческая личность, принц Гаутама, ро- дившийся в 563 году до Р.Х., до наших дней не со- хранилось, то откуда же оно — «Дерево Жизни»? Погодите! От этого дерева было взято семечко (или росток) и посажено в Индии, в городе Бодх-Гая. Из его семени в свою очередь выращено дерево, в Ану- радхапуре на Шли-Лаке, во времена царя Ашоки.
После смерти Ашоки по приказу царя Пушья- митры, противника буддизма, это дерево было унич- тожено, но от него сохранились семена и ростки из которых выросло новое древо, простоявшее 800 лет. Оно тоже было срублено в VI веке очередным бор- цом с буддизмом, бенгальским царём Шашангой. Вскоре из Анурадхапуры был доставлен ещё один росток из которого выросло дерево, простоявшее аж до 1876 года. Его повалила буря. Тогда из Анурадха- пуры в Бодх-Гаю был привезён ещё один росток, выросший в огромное развесистое древо, растущее до сих пор. Ну, чем не бессмертное «Древо Жизни» над Ардвисурьей, рассыпающее по всей земле семена?