Рерихи и их взгляд на религию

Рерихи считали “вопрос религии” очень важным.
Е.И. Рерих даже верила, что это станет краеугольным камнем “в грядущую эпоху предопределенной духовности”. И “поэтому необходимо, - писала она, - срочно заложить в сознание подрастающего поколения правильное понимание этого самого насущного вопроса" [1; с. 25.01.36]. Из двух латинских слов, наиболее часто используемых для обозначения понятия религии – religio (благочестие, святость, добросовестность, сомнение, благожелательность) и religare (связывать, привязывать), Рерихи выделили последнее как связь человека с Высшим миром или с Высшим принципом [1; с. 25.01.36 и с. 25.03.36].

“Истинная религия - это, прежде всего, открытие высшего закона, общего для всех людей, который дает им наибольшую пользу в это время” [цит. по 16, с. 19; “Конец века”]. “Истинная религия - это такое отношение, соответствующее разуму и знаниям человека, установленное им к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и направляет его действия” [там же; “Что такое религия и в чем ее суть”].

"Сущность религии, вечная и божественная, одинаково наполняет человеческое сердце, где бы оно ни чувствовало и ни билось. Все наши исследования указывают нам на единую основу всех великих религий, на единое учение, которое развивалось с самого начала человеческой жизни и по сей день. В глубинах всех верований течет поток единой вечной истины… Основная суть всех религий – любовь к ближнему – в равной степени требуется Ману, Зороастру, Будде, Моисею, Сократу, Иисусу, Павлу, Мухаммеду." (Толстой Л.Н.)

Положения этой истинной религии настолько свойственны людям, что, как только они сообщаются им, они принимаются ими как нечто давно известное и само собой разумеющееся. Для нас этой истинной религией является христианство, в тех его положениях, в которых оно сходится не с внешними формами, а с основными положениями брахманизма, конфуцианства, даосизма, еврейства, буддизма, даже магометанства.Точно так же для тех, кто исповедует брахманизм, конфуцианство и другие учения, истинной религией будет та, основные положения которой совпадают с основными положениями всех других распространенных религий. И эти положения очень просты, ясны и лаконичны” [там же, с. 20; “Что такое религия...”]. “Таким образом, множественность вероучений может служить лишь доказательством противоречивости отдельных религиозных учений или церквей, но ни в коем случае не аргументом против необходимости и истины религии в целом” [там же; “Исповедь"].
https://nowimir.ru/DATA/050030.htm

В условиях “страшного духовного кризиса”, переживаемого человечеством, Е.И. Рерих подчеркивала: “Мы никогда не говорили, не говорим и не будем говорить ни против какой религии как таковой, ни против храмов. Лучше иметь религию и храм, чем без храма”. Но Рерихи протестовали против “нетерпимости, невежества и безнравственности” везде, где эти явления заявляли о себе [1; п. 02.06.34].Они не мирились ни с “ужасающим всепоглощающим безбожием”, ни с падением нравственности, что сказалось и на церковной среде.
“Пришло время понять, - писала Е.И. Рерих, - что миру нужны обновленные души, способные видеть и понимать орлиным оком, что смысл современных событий заключается в том, что в глобальном масштабе демонстрируется непригодность устаревших идей и построений и появляются новые идеи большой терпимости. среди неслыханных обвалов, подобных молнии в черном, угрожающем небе, и культурного лидерства” [1; пункт 17.02.34]. “Духовные пастыри, - подчеркивает она в другом письме, - необходимы, но они должны быть истинными лидерами духа и идти в ногу с потребностями эпохи, а не отставать, закованные в цепи невежества темного Средневековья" [1; с. 02.06.34].
С особой благодарностью Рерихи указали на “дух истинной доброты и всеведения”, присущий тем подвижникам Востока, которые, не отрекаясь от великих образов своего вероучения, почувствовали красоту явления Христа и отдали Ему “дань своего сердца”. В качестве такого примера Е.И. Рерих процитировал слова Свами Вивекананды: “Воистину, - сказал он, - если бы я жил во времена Христа, я бы омыл Его ноги кровью моего сердца" [1; п. 02.06.34].

В индуизме, как часто утверждается в работах, посвященных этой религиозно-философской традиции, терпимость является “объектом веры”; в основе этого подхода лежит “взгляд на мир как на единую семью”. Древние священные писания подтверждают эту идею.
“По-настоящему религиозный человек должен видеть, что другие религии - это всего лишь множество путей, ведущих к Истине. Каждый человек всегда должен уважать другие религии.
Не вступайте в споры. Поскольку вы тверды в своей вере и убеждениях, позвольте каждому иметь равную свободу следовать своей вере и убеждениям” [18, с. 135].
Будет ли роза кричать лотосу:
“Ты не цветок!”,
признание права на свободу религиозных убеждений было для Рерихов критерием чистоты любого учения.
“...Свобода вероисповедания, - писала Е.И. Рерих, - является первым правилом всякого истинного Учения. Поэтому, если учение говорит об улучшении жизни и самосовершенствовании, то это прекрасно, и пусть у каждого такого Учения будут свои последователи. ...Люди такие разные, и не лучше ли было бы позволить им свободно объединяться на той стадии сознания, которая им ближе?..Духовное единство - это, прежде всего, признание множества и многообразия стадий сознания, но не навязывание своих собственных. Стремление к какому-то примирению уже является таким навязыванием. Все должно основываться на примере природы, которая все вмещает в себя и гармонично подбирает своих соседей. Поэтому давайте примем выражение жизни во всем ее многообразии, ибо в этом вся сила и красота. Поэтому то, что ближе нашему сердцу, - это наш настоящий шаг.Придет время, и наш дух укажет на следующее. Итак, мой совет - не стремиться к насильственному примирению, а в благожелательном предположении искренне следовать за тем, кто вам ближе [1; с. 04.11.35]
“Это прекрасно, - сказала она, - если все сотрудники познакомятся с основами буддизма, Упанишадами, Бхагавад-Гитой, Учениями Конфуция, Лао-цзы, Зороастра, Гермеса и т.д.” [1; с. 30.06.34].

.Именно, необходимо утвердить в умах людей, что без духовного импульса в нас никакой обряд не имеет значения. Необходимо постоянно напоминать, что Благодать Божья может быть воспринята только сознательно и добровольно” [1; п. 28.05.37; выделено в тексте].
Тема – религия в школе – является неотъемлемой частью важнейшего направления концепции культуры Рерихов, связанного с воспитанием и просвещением подрастающего поколения.
Made on
Tilda