Идем в гости к верующим
Немного истории...
(читать)
Важным атрибутом праздника является шофар — иудейский ритуальный духовой инструмент, сделанный из рога животного.... Также в праздник осуществляется Ташлих: иудеи собираются на берегу водоема и под чтение молитв вытряхивают из карманов в воду крошки, как бы скармливая рыбам свои грехи....
В апреле 1918 года в Народном доме в Петрограде наш великий земляк Федор Шаляпин пел на древнееврейском «Атикву». 30 лет спустя эта поразительной красоты песня («Атиква» в переводе — «Надежда») стала гимном воссозданного через два тысячелетия Израиля.
Язык песни был непонятен большинству зрителей. Это была «Ха-Тиква» на иврите. По свидетельству очевидцев, песня в исполнении Шаляпина произвела на слушателей, не понимавших слов, ошеломляющее впечатление.Казанская еврейская община официально существует с 1897 года, хотя и до этого времени в Казани были евреи: в заметном количестве, появились они тут в первой половине позапрошлого века. Это были так называемые кантонисты — малолетние ребята, практически дети, обучавшиеся в батальонах военных кантонистов ремеслу, пригодному в армии. Из этих батальонов путь лежал в войска, и, отслужив там огромный срок, они получали право, «уволившись в бессрочный отпуск», жить вне черты оседлости. Многие из так называемых «николаевских солдат» после службы селились в Казани. Большая часть из них была крещена — архив духовной консистории содержит множество дел о крещении кантонистов, но были и твердые в вере отцов.
Постепенно в Казани стали появляться евреи, занимавшиеся разрешенными для них видами деятельности: купцы первой гильдии, аптекари, врачи. Присутствие «еврейского элемента» стало вполне заметным.
В смысле занятий еврейского населения Казань не была исключением: ювелиры, часовщики, слесаря, портные, фотографы, типографы, аптекарские служащие. В самом конце XIX века стали появляться евреи присяжные поверенные, врачи, дантисты.
Собственного молельного дома евреи не имели и богослужения проводили в арендованных помещениях. Община росла, но официально ее как бы не было: все документы о гражданском состоянии (браках, разводах, рождении и смерти) приходилось выправлять у московского или екатеринбургского казенного раввина, а это было неудобно. После регистрации общины был избран ее членами и утвержден в должности губернатором казанский казенный раввин, которому были выданы метрические книги.
По законам того времени, вне черты оседлости строительство синагог запрещалось вообще, допускалось лишь возведение молитвенных домов (хотя сказать, чем конкретно отличалась синагога от молитвенного дома, автор заметок не может), и то с большими ограничениями: они должны были быть подальше от церквей, а их внешний вид ничем не должен был отличаться от обычных зданий.
Часть денег на строительство собиралась оригинальным, чисто еврейским путем — путем покупки или аренды постоянных мест в молельном зале. На спинках кресел крепились таблички с именем владельца, и еще долго после закрытия синагоги в мае 1929 года посетители клуба еврейской культуры читали латунные письмена: Персон, Гликин, Аврех и т. д. После закрытия синагоги здесь размещался уже упомянутый клуб, затем Дом пионеров, позже — Дом учителя.