В гости к верующим

Синагога

Казань, Профсоюзная 15

Идем в гости к верующим

На ваши вопросы ответит раввин Исхак Горелик

Немного истории...

(читать)

«Хасидская мудрость». «Кто живёт в радости, выполняет волю Создателя».

Издалека виден необычный фонарь, стилизованный под 9свечную минору. Самый распространенный символ иудаизма, атрибут восьмидневного праздника "обновления" Хануки, когда каждый день добавляется одна свеча, а вся семья собирается вместе, не работают и кушают вкусные булочки хануки.
При входе каждый дотрагивается до мезузы, в ней хранится свиток с выдержками из молитвы "Шма" Торы...
В 2015 году синагога Казани Хабад Любавич отметила 100-летний юбилей.
Синагога — это не одно и то же, что христианская церковь. Это не традиционный храм, а помещение для общественных молитв, при этом для мужчин и женщин, как и в мечети, есть свои помещения. Здесь проводятся различные религиозные обряды, есть представительство Еврейской Общины в России, благотворительный фонд, библиотека и различные кружки, а также все желающие могут посещать курсы иврита при синагоге. Вечерами по пятницам молодые люди отмечают здесь шаббат, здесь есть магазин кошерной продукции.

Молельный дом – синагогу – построили на пожертвования, средства прихожан.
Евреи стали появляться в Казанской губернии в 1820-1830-е годы, что было связано с существовавшем при императоре Николае I института военных кантонистов.
В Казани состоятельные евреи в 1909 году организовали Общество вспомоществования бедным евреям, которое занималось удовлетворением заявлений просителей о выдаче денежных ссуд на лечение, поездку, обучение, уплату долгов за квартиру, оказанием бесплатной медицинской и юридической помощи, организацией бесплатного кошерного питания и др. Официальное возвращение произошло позднее, в ноябре 1997 года.

Новый год иудеи отмечают в сентябре и живут по календарю от Сотворения мира.
В 2022 году праздник Рош ха-Шана́ (еврейский Новый Год) будут отмечать в воскресенье, 25 сентября. 5783
Накануне Ссудный день. Считается, что в эти дни Бог судит весь мир, предопределяя судьбу людей в новом году: кому — жить, а кому — умереть, какой доход будет у всех в предстоящем году. Покаяния и молитвы в эти дни должны повлиять на решения Творца, поэтому верующие дают себе и Богу отчет о всех своих поступках за предыдущий год. И хотя все это довольно серьезный процесс, иудеи верят в то, что Господь желает им только добра, а потому эти дни все же считаются праздником.

Важным атрибутом праздника является шофар — иудейский ритуальный духовой инструмент, сделанный из рога животного.... Также в праздник осуществляется Ташлих: иудеи собираются на берегу водоема и под чтение молитв вытряхивают из карманов в воду крошки, как бы скармливая рыбам свои грехи....

В апреле 1918 года в Народном доме в Петрограде наш великий земляк Федор Шаляпин пел на древнееврейском «Атикву». 30 лет спустя эта поразительной красоты песня («Атиква» в переводе — «Надежда») стала гимном воссозданного через два тысячелетия Израиля.

Язык песни был непонятен большинству зрителей. Это была «Ха-Тиква» на иврите. По свидетельству очевидцев, песня в исполнении Шаляпина произвела на слушателей, не понимавших слов, ошеломляющее впечатление.
Надо сказать, что Шаляпин не только бегло разговаривал как на иврите, так и на идиш, он также обожал на них петь. Из еврейских песен он запросто мог составить целую концертную программу. Более того, по своим убеждениям Фёдора Ивановича вполне можно было бы назвать сионистом. Русским сионистом . Так близка и понятна ему была идея возрождения Израиля.

Казанская еврейская община официально существует с 1897 года, хотя и до этого времени в Казани были евреи: в заметном количестве, появились они тут в первой половине позапрошлого века. Это были так называемые кантонисты — малолетние ребята, практически дети, обучавшиеся в батальонах военных кантонистов ремеслу, пригодному в армии. Из этих батальонов путь лежал в войска, и, отслужив там огромный срок, они получали право, «уволившись в бессрочный отпуск», жить вне черты оседлости. Многие из так называемых «николаевских солдат» после службы селились в Казани. Большая часть из них была крещена — архив духовной консистории содержит множество дел о крещении кантонистов, но были и твердые в вере отцов.

Постепенно в Казани стали появляться евреи, занимавшиеся разрешенными для них видами деятельности: купцы первой гильдии, аптекари, врачи. Присутствие «еврейского элемента» стало вполне заметным.

В смысле занятий еврейского населения Казань не была исключением: ювелиры, часовщики, слесаря, портные, фотографы, типографы, аптекарские служащие. В самом конце XIX века стали появляться евреи присяжные поверенные, врачи, дантисты.


Собственного молельного дома евреи не имели и богослужения проводили в арендованных помещениях. Община росла, но официально ее как бы не было: все документы о гражданском состоянии (браках, разводах, рождении и смерти) приходилось выправлять у московского или екатеринбургского казенного раввина, а это было неудобно. После регистрации общины был избран ее членами и утвержден в должности губернатором казанский казенный раввин, которому были выданы метрические книги.

По законам того времени, вне черты оседлости строительство синагог запрещалось вообще, допускалось лишь возведение молитвенных домов (хотя сказать, чем конкретно отличалась синагога от молитвенного дома, автор заметок не может), и то с большими ограничениями: они должны были быть подальше от церквей, а их внешний вид ничем не должен был отличаться от обычных зданий.

Часть денег на строительство собиралась оригинальным, чисто еврейским путем — путем покупки или аренды постоянных мест в молельном зале. На спинках кресел крепились таблички с именем владельца, и еще долго после закрытия синагоги в мае 1929 года посетители клуба еврейской культуры читали латунные письмена: Персон, Гликин, Аврех и т. д. После закрытия синагоги здесь размещался уже упомянутый клуб, затем Дом пионеров, позже — Дом учителя.

Made on
Tilda