Тексты к экскурсии про ислам

  1. История падения Кремля, кто был Кулшариф, о Сююмбике, Волжская Булгария, 1100 лет..
  2. История ислама: где, когда, кем, Мухаммед, Коран, суниты, шииты, суфиты
  3. Почему Мухаммеда не устраивал иудаизм и христианство, отличие, сходство
  4. История ислама среди татар, сколько их
  5. Основы ислама: 5 столпов,
  6. Пророки, Авраам и сын Измаил, Мухаммед, Исса
  7. Традиции мусульман

Сначала прогулка по Кремлю до башни Сююмбике, назовем ее "плачущая по любимице Сююмбике". У стены плача момно загадать желание, как делают все казанцы.

Дальше в КулШариф, построена она в 2005, в честь кого и что тогда при нем было. Вторая мечеть в мире, где круглосуточно читается коран (первая в Стамбуле)

Спускаемся в музей и рассказываем об исламе, там есть карта Булгарии и тп

Идем на балкон, смотрим на зал, что там есть, рассказываем историю самого ислама, о жизни Мухаммеда, даем распечатанную молитву и спускаемся в сам молельный зал.
Перед ним рассказываем правила посещения мечети, о праздниках, пятнице.

Можно дойти до самой красивой мечети Казани ИРЕК, говорим об отличиях, духовных ценностях и тп

Кремль - последний оплот ислама в 16 веке. После взятия Иваном Грозным Кремля в 1552 году мусульман выселили за Булаг, за Кабан, мечети были разрушены и строительство новых было запрещено почти на 200 лет.

Многие задаются вопросом, как в сердце России оказалась мусульманская республика, где ислам основная религия, которую исповедуют 65% (?) населения, ?? человек..
В такой огромной многонациональной стране как Россия по сложившейся исторической традиции тесно соседствуют и переплетаются не только разные народности, но и самые разные религиозные течения и верования.

Издревле в России плечом к плечу идут через годы и века две наиболее распространенные религии – Христианство и Ислам. Одними из наиболее многочисленных приверженцев мусульманской веры являются татары.
Второе по численности место в России занимают татары, население коих достигает 5,5 миллиона. Но, не всем известна их история, какую религию исповедуют татары, откуда берут свои корни. Сейчас не каждый знает, что у них было государство, наводившее страх на пол-Европы. Первоочередную роль в становлении, которого сыграла религия.
Преимущественно татарин мусульманин – это суннит, и он может быть приверженцем одного из четырех основных мазхабов, среди которых ханафитский более распространен. На вопрос являются ли татары суннитами или шиитами можно ответить однозначно: татары - сунниты, более 98 % татар – это сунниты.


Казань пример миролюбия, веротерпимости, вероуважения, здесь рядом мечети и церкви, но так было не всегда. Были и трагические времена в этих отношениях.
И чтобы понять как все было, надо заглянуть в глубину веков.
В этом году отмечается 1100 летие принятия ислама на татарской земле, в те времена здесь было государство Волжская Булгария.


Отколовшиеся от распавшейся в 600 годах Великой Болгарии простирающейся от Китая до Балкан, разбитой восточным соседом хазарским каганатом , болгары, прибывшие с Дона, смешались с местным финоугорским народом и осевшие между Волгой и Камой.
В 965 году киевский князь Святослав разгромил хазарский каганат, исповедовавший кстати иудаизм, что дало толчок развитию Булгарии.
Освободившись от гнета соседа Булгария стала единовластным хозяином всей волжской торговли, связывающей север с югом, став посредниками между русскими и арабами. От арабов они взяли и ислам в 922 году.
Поселений крупных они не оставили, но захоронений археологи находят много, поэтому считается что жили они качевыми племенами.
Жили в юртах, царская, устланная армянскими коврами, была огромной, вмещала до 1000 душ. Занимались производствои керамики, красной глины у нас под ногами огромные залежи. Все эти перепады высот в городе - это холмы из многометровых слоев глины. Еще славились они кожевенным производством, до сих пор высококачественную кожу в арабском языке называется альбулгари. И сегодня в сувенирных магазинах можно купить традиционные красивые тапочки да сапожки. Особое место занимала торговля пушниной и работорговля.
Еще в 1164 году Андрей Боголюбский, взяв в поход Владимирскую икону Божьей матери, громил Волжскую Болгарию, а в 1236 году первой пала она под безбожным татаро- монгольским нашествием.
С тринадцатого века во время правления хана Узбека ислам стал государственной религией ханства.
Монголо-татарам хорошо было на землях Булгарии, начался золотой век и рассвет Булгарии, продлившийся до середины 14 века, в это же время начинается массовое распространение ислама.
До 14 века в Волжской Булгарии преобладало христианство и язычество, так как население было в основном славяне, мусульманами были только знатные правители и их окружение.
Расприи между потомками Чингисхана ослабили государство, власть захватили русские князья, самостоятельность сохранили только земли с центром в Казани, где началось формирование Казанского Ханства и нового этноса татар.

Булгария стерта с лица земли, образовалось новое ханство, те, кто не хотели принимать ислам, бросали дома и бежали в Московию.
В 15 веке хан УлуМухаммад несколько раз шел на Москву, брал Нижний Новгород, Белев под Тулой, доходил до Мурома, Влидимира, Москвы, и русские города платили дань. В 1487 Иван3 дед Ивана Грозного первый раз взял Казань.
В противовес Римской империи он желал быть Царем всех земель, он провел реформы, им делался третий Рим.

К моменту взятия Иваном Грозным ханство было ослаблено за 150 лет, граница стояла в 180км от Казани. Москва ставила своих ханов.

Ислам стал запрещаться. Пошла христианизация.
Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам. Больших результатов процесс христианизации не показал – всего лишь около 7.6% всерьез приняли христианство к середине восемнадцатого века. Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось. Тогда по всей стране начали строить новые мечети, и даже в Уфе было создано Духовное Собрание, которое было наделено широкими полномочиями в деле управления делами российских мусульманских общин. К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке.
Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды – основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Что за праздники?
Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом,


Обменяли царицу Сююмбике и земли на
Считается, что Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха сказали бы мусульмане при упоминании имени умершего).
Кул Шариф в архивных документах, составленных в период Казанского ханства, указан в качестве сеида (?) начиная с 1546 года. А с октября 1551 года он исполнял обязанности великого сеида. Это значило, что по рангу он был вторым после хана государственным деятелем.
А в 1552 пала Казань
он верхом на своём белом коне любил прогуливаться по улицам Казани. Простой городской люд приветствовал его низким поклоном.
русские войска стоят у ворот столицы, в устье Свияги неожиданно возникает мощная крепость – место сбора отборных войск Ивана Грозного. При этом народы Горной стороны дают клятву верности русскому царю, их земли, бывшие в составе ханства, отходят в Московскую Русь. А в столице мучается в агонии правительство Сююмбике… В создавшейся ситуации в июне 1551 года правительство решает начать в Свияжске переговоры с русскими и бывшим ханом Казани Шах-Али. Руководителями посольства назначаются сеид Кул Шариф и бек Бибарс Растов. К глубокому огорчению казанцев, они вынуждены подписать договор, согласно которому ханский престол вновь занимает ненавистный Шах-Али, а Сююмбике с малолетним ханом Утямыш-Гиреем отправляют в Москву в качестве заложницы…
Шах-Али ненадолго задержался в Казани: Иван Грозный лишил его ханского сана и отправил на «вакантное» место своего наместника князя Микулинского. Но того люди в Казань не пустили. Казанцы образовывают своё правительство во главе с Чапкыном Отучевым. В его состав входит и сеид Кул Шариф.

В Москве начинается подготовка к завоеванию Казани военным путём. Уже в августе 1552 года 150-тысячное войско Ивана Грозного достигает Свияжска. Русский царь обращается лично к Кул Шарифу с предложением сдаться без боя. Предложение отвергнуто.

Последний штурм города состоялся 2 октября (по старому стилю). Ожесточённые бои шли в самой крепости, у стен мечети и медресе Кул Шарифа. По свидетельству очевидца, «вооружившись чем попало, юные шакирды, муллы и абызы с их великим епископом, а по их языку амиром по имени Кул Шариф-мулла, атаковали наступающих и все до единого пали в жестокой сече».

Казань пала, однако отвага Кул Шарифа, его шакирдов и сегодня вызывает в наших сердцах чувство восхищения.
Что за религия Ислам

В переводе с арабского ислам означает «предание себя Богу», а мусульма­нин — человек, «преданный Богу».
Они считают, что существует только один-единственный Бог, сотворивший мир и все, что его наполняет. По-арабски Бог — Аллах. Так же называют Бога и арабоязычные христиане. При этом, согласно му­сульманской традиции, у Бога целых 99 имен — вот лишь некоторые из них: Милостивый, Милосердный, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный, Творец, Создатель, Образователь, Мудрый.
Мусульмане верят в ангелов и демонов, которых Бог сотворил до человека, в пророков, большинство из которых отождествляются с библейскими персонажами (Ибрагим — Авраам, Муса — Моисей и даже Иса — Иисус Христос), а также, подобно иудеям и христианам, ожидают пришествия Мессии (Махди) в конце времен. Ислам — самая быстрорастущая мировая религия: сегодня в мире более полутора миллиардов ее последователей.
Откровение Мухам­меду продолжа­лось целых 22 года, а полностью было записано лишь после смерти пророка.
В Коране говорится, что Мухаммед получал откровение на арабском языке — отсюда представление о том, что только арабский оригинал является Свя­щенным текстом, а любые переводы — лишь его толкования. Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты.
Мухаммеде родился в 570 году в Мекке, городе на запа­де Аравийского полуострова, где находилось главное аравийское святилище — Кааба.
Первый столп — «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — посланник Бога». Произнесение этих слов в присутствии двух мужчин-мусульман является главным условием принятия ислама.
Второй столп — пятикратная молитва, которую следует совершать повернувшись лицом в сторону Мекки. В пятницу принято совершать послеполуденную молитву в мечети.
Третий столп — милостыня, которую взрослые мусульмане, имеющие необходимый минимум средств, должны выплачивать в пользу малоимущих. Четвертый столп — пост в месяц Рамадан, когда запрещается прием пищи и питья в светлое время суток.
Пятый столп — паломничество (хадж) в Мекку к Каабе, которое хотя бы раз в жизни должен совершить мусульманин, если ему позволяет здоровье и средства. Еще одной обязанностью мусульманина считается джихад (араб. «усилие»), причем под этим словом понимается не обязательно священная война за рас­пространение ислама, но любая борьба за веру — например, с собственными грехами.
В архитектурном отношении здания мечетей отличаются разнообразием, но есть и обязательные элементы: как правило, каждая мечеть имеет один или несколько минаретов — башен, с которых пять раз в день раздается призыв к молитве.
Внутри мечети в молитвенном зале обязательно есть специальная ниша в стене — михраб. Она указывает молящимся, в каком направлении находится Мекка. Верующие должны вхо­дить в мечеть, совершив омовение и сняв обувь. Женщины и мужчины молятся отдельно. Функции священнослужителя выполняет мулла (араб. «господин»).
Ангелы не заходят в дом, где есть подобные изображения, а Бог называет грешником того, кто пытается творить, уподобляясь Всевыш­нему: «Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный день. Сказано будет им: „Оживите то, что вы сотворили“».
В обыденной речи под «ха­ляль», как правило, понимают разрешенную пищу.
Му­сульманам запре­щено употреблять алкоголь.
В Коране в 24-й суре («Свет») читаем: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Пусть не демонстрируют свою красоту, кроме как своим мужьям, родствен­никам, прислуге или малым детям».
Ваш Бог — Бог один, нет иного бога, божества, кроме Него» (см. Св. Коран, 2:163);
Вся современная цивилизация строится на базовых принципах единобожия, к которому принадлежит и ислам.
российские мусульмане – это неотъемлемая историческая составная российской государственности. Да и сама российская государственность на самых ранних этапах своего формирования создавалась при активном участии мусульманской созидательности, нравственности и общественных воззрений.
Ислам — это естественная религия для всего человечества, которая существовала со времен возникновения этого мира и говорила в сердце каждого мужчины и женщины, где бы они ни жили. Моральные и нравственные ценности, присущие Исламу, способны принести мир и благополучие в любую страну, и поликультурное общество. Ислам, как религия мира, не может нести угрозу ни одной стране.
Ислам может предложить много позитивного современному западному миру. Вместо того чтобы рассматриваться как угроза, Ислам должен быть тем, что он есть на самом деле – тонкой, доброй, отзывчивой и притягательной религией, способной стать украшением любого общественного устройства.

Добропорядочный мусульманин – это достойный гражданин, приносящий пользу обществу.
Настанет, наконец, час, когда люди вместо того, чтобы внимать антиисламской пропаганде, смогут увидеть и услышать настоящего мусульманина – смиренного перед Всевышним Аллахом, добропорядочного семьянина и добросовестного труженика, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных религий и культур. И люди услышат мусульман, когда они увидят, какой весомый вклад мусульмане вносят в развитие общества.
В Коране, в суре «Женщины» (4:36) сказано:
«...Относитесь с добром к родителям и к родне, сиротам и беднякам, соседу близкому и соседу далекому, и другу, который рядом, путнику, оставшемуся в пути и тем, кто находится в вашем подчинении. Поистине, Аллах не любит хвастливых, горделивых, высокомерных, беспощадных по отношению к людям»
Именно по причине хвастовства, гордости и высокомерия в среду человечества вкралось разделение, нарушившее его первозданное единство, подобное единству в семье.

Исламская мораль опирается на систему нравственных норм, базирующихся на представлении о том, что высшей целью человеческих деяний является стремление достичь довольства Бога. Сделав божественное откровение основным источником морали, ислам ориентирован на сочетание стабильности, постоянства нравственных стандартов и их разумной гибкости в пределах границ, за которыми начинается нравственная распущенность и разврат.

Исламская мораль ориентирована на тесное сочетание искренней любви к Богу и справедливого отношения к окружающим. В Коране говорится: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные».

Одно из важнейших нравственных достоинств мусульманина — богобоязненность (на арабском языке слово «таква» обозначает и «богобоязненность», и «благочестие»). Богобоязненность (таква) в исламе понимается как состояние, в котором правоверный мусульманин начинает понимать, что все его мысли, слова и поступки открыты взору Бога.

Упование на милость Аллаха — это необходимое для мусульманина нравственное качество.

Мусульманин должен сделать всё зависящее от него для успеха дела, приложить максимальные усилия, и только после этого полагаться на Всевышнего.

Пророк Мухаммад называл терпение (сабр) «половиной религии». Коран предписывает мусульманам быть терпеливыми и стойко переносить все тяготы жизни.

Коран считает справедливость одним из ценнейших нравственных качеств.

Религиозные представления арабов до принятия ислама
Аравийский полуостров - где находится древняя святыня для всех народов полуострова — святилище, расположенное в древнем городе Ме́кка. Здесь устанавливались статуи всех родовых богов, а также находился священный Чёрный камень (учёные предполагают, что он метеоритного происхождения), хранящийся в специально построенном в форме куба помещении — Каа́бе.
Хранителями же святилища Мекки издревле были представители уважаемого всеми арабами рода Куре́йш (Курейшиты или Курайшиты). Именно из этого рода происходил человек, основавший самую молодую из трёх мировых религий. Звали его Мухамма́д (годы жизни 26 апр. 570г — 8 июня 632 года), а религия, основанная им, получила название исла́м (от араб. «поклонение») или мусульма́нство (от. араб. «мусли́м» «поклоняющийся»).

Мухаммад — основатель ислама
Согласно легенде, Мухаммад о том, что его ждёт необычная судьба, узнал ещё мальчиком, когда неожиданно к нему явились ангелы, которые вынули из его груди сердце и изъяли оттуда маленькую чёрную каплю, а затем омыли всё его тело изнутри чистейшим белым снегом.
Мухаммад вырос, стал вести успешную торговлю, удачно и небезвыгодно женился. Человеком он был любознательным и любил слушать рассказы иногда встречавшихся в его родном городе Мекке христиан и иудеев об их едином и всемогущем Боге, и частенько задумывался о «вечных вопросах» бытия. В подобных размышлениях он проводил много времени, уединяясь на горе Хира в окрестностях Мекки.
В одну из таких ночей, когда Мухаммаду было уже 40 лет, к нему явился чудесный гость со свитком в руках, и приказал: «Читай!». Удивлённый Мухаммад ответил, что читать не умеет. Тогда гость так сдавил ему грудь, что Мухаммад стал задыхаться, и вновь прозвучала команда: «Читай!». Мухаммад снова попытался объяснить, что он не сможет этого сделать, и опять почувствовал, что ему не хватает воздуха. Тоже повторилось и в третий раз. И когда Мухаммад испугано спросил: «Что мне читать?», — он услышал слова, которые произносил неведомый посланник, и начал повторять их, ощущая, как слова эти, словно отпечатываются навеки в его сердце: «Читай, во имя Господа твоего, который сотворил… человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который… научил человека тому, чего он не знал». Затем пришелец сказал следующее: «О Мухаммад, ты посланник Алла́ха, а я Джибрил». После этого ангел (а это был вестник Бога, которого в Библии именуют Гавриил) исчез также внезапно, как и появился.
С тех пор Мухаммад стал часто получать через Джибриил откровения от Бога, которые запоминал и рассказывал о них только самым близким людям – жене и нескольким родственникам. Когда же откровений накопилось слишком много, он впервые выступил на главной городской площади со словами, полученными от самого Алла́ха — единственного Бога, Творца всего сущего, Властелина Мира и судеб.
Однако мекканцы не приняли нового учения, они стали преследовать Мухаммада и его малочисленных сторонников. Тогда Пророк решил покинуть родной город и с горсткой последователей отправился в Йасриб (теперь он называется Меди́на – «Город Пророка»). Это событие, произошедшее в 622 году, получило название «хиджра́» и стало отправной точкой летоисчисления в странах ислама.
Жители Йасриба приняли не только Мухаммада, но и его учение. Уже через несколько лет у Пророка было столько последователей, что из них сформировалась целая армия, с которой он начал завоёвывать соседние территории, распространяя везде ислам.
В конце концов, Мухаммаду покорилась и Мекка, где он повелел уничтожить изображения всех прежних идолов и разрушить старые языческие святилища, за исключением лишь Каабы, с хранившимся в ней Чёрным камнем, объявив её мусульманской святыней.

После этих событий ислам начал победное шествие по миру, став одной из самых распространённых религий на земном шаре.
Основные догматы ислама
Ислам относится к авраамическим религиям, и, следовательно, имеет много общего с иудаизмом и христианством. Сам Мухаммад признавал, что по своей сути все эти религии едины, т.к. един сам Бог, но вера, открытая людям через пророков, была на протяжении веков искажена как иудеями, так и христианами. Свою же роль Мухаммад видел в том, чтобы исправить эти ошибки и донести человечеству истинное (неискажённое) учение, доверенное ему Аллахом.
Основой веры стали шесть основных догматов, частично заимствованных из иудаизма и христианства, но дополненных (отредактированных) в духе ислама:
1. Вера в единого бога, именуемого в исламе Аллахом. Отметим, что в отличие от христианства, мусульмане исповедуют строгий монотеизм (тавхи́д). Они не признают христианский догмат о троичности Бога. Иисуса Христа НЕ считают сыном Божьим и воплощением Бога в человеческом теле, однако к нему относятся как к почитаемому пророку (в исламе его имя произносится как Иса), который не был распят, как утверждают христиане, а был живым вознесён на Небеса Аллахом.
2. Вера в существование ангелов и демонов, а также наличие Ада и Рая;
3. Вера в предстоящий человечеству Конец Света, Судный День и грядущее воскрешение для праведников;
4. Вера в пророков (посланников) божьих (мусульмане почитают таковыми, среди многих прочих, библейских Моисея (Мусу), Авраама (Ибрагима), Исаака (Исмаила), Давида (Дауда), Соломона (Сулеймана), Иисуса (Ису) и др.). Последним и самым почитаемым из пророков, по мнению мусульман, является Мухаммад;
5. Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом людям, в разные периоды человеческой истории: Таура (Тора Моисея), Забур (Книга Псалмов библейского царя Давида), Инджил (Ева́нгелие — книги, излагающие учение Иисуса Христа) и некоторые другие. Однако, по мнению мусульман, все эти послания были искажены людьми. Самое же достоверное откровение, данное Аллахом Мухаммаду, содержит Кора́н — священная книга мусульман;
6. Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что судьбы всего сущего (Када́р) предопределены и все события в мире происходят по замыслу или с одобрения Творца — Аллаха. Однако человек наделён свободой воли, то есть возможностью самому делать выбор в своих поступках между добром и злом, таким образом, он становиться «соучастником» или «сотворцом» Аллаха в формировании собственной судьбы.
Священные книги мусульман
Эти постулаты веры зафиксированы в Священной книге ислама, упоминавшейся ранее — Кора́не (от араб. «аль-Куран» — «чтение вслух»). Сам Мухаммад, получая Божьи откровения, передавал их в устной форме.
После его смерти, все эти послания были записаны теми, кто лично слышал их от самого Пророка.
Коран написан на арабском языке особой рифмованной прозой, в стихах. Он состоит из 114 глав, которые называются су́рами (араб. «ряд», «ранг»). Суры же в свою очередь разделены на стихи ая́ты (араб. «знак», «чудо»)..
Поскольку, мусульмане верят, что всё записанное в Коране не продукт человеческого творчества, а слова самого́ Всевышнего, то к этой книге относятся не как к источнику информации, а как к объекту религиозного поклонения. Именно поэтому, на протяжении многих веков существования ислама, Коран запрещалось переводить на национальные языки, поскольку перевод — это искажение слова Божьего.
Заметим, что Коран — это не только книга религиозного содержания и мусульманская святыня, но и великолепный образчик арабской словесности — памятник мировой литературы.
Пример хадиса:
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!».

Шариат. Пять столпов ислама
На основе Корана и Сунны в странах ислама были выработаны правовые нормы, регулирующие все аспекты жизни мусульманина, получившие название шариа́т (буквально — «глубокое знание»). Им регулируются не только правила общежития в у́мме (мусульманская община) и степень ответственности за определённые действия, но и личностные установки (мотивы и цели поступков) каждого правоверного, следование которым может стать своеобразной «дорогой» в рай.
Например, желательно, чтобы мужчина имел одну жену, но не возбраняется и многожёнство (Кораном узаконено наличие четырёх жён), если мужчина в состоянии обеспечить всех их, и будет одинаково ко всем относиться.
Самая рекомендуемая пища для мусульманина — мёд и молоко. Не рекомендуется, но и не запрещается употребление мяса коня, а также чеснока и лука. Свинину приверженцу ислама можно есть только под угрозой голодной смерти.
Шариат категорически запрещает азартные игры, курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.

Кроме нравственных и правовых предписаний шариатом были утверждены определённые обязанности для всех исповедующих ислам, образующие основу веры, которые получили название пять столпо́в ислама:
1. Шаха́да — «свидетельство веры» — фраза, в которой заключается суть ислама как вероисповедания и которую каждый верующий должен знать наизусть: «Ла илаха илла-л-лаху ва Мухаммадун Расулу-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Его»). В шахаде заключены два важнейших догмата веры: признание единобожия (тавхи́д) и пророческой миссии Мухаммада. Поскольку шахада служила боевым кличем в мусульманской армии, то воинов, сражавшихся под знамёнами ислама, называли шахи́дами.
2. Саля́т (араб). или Нама́з (перс.) — ежедневная пятикратная молитва. Совершается она в определённое время суток, согласно положению солнца на небосклоне. При исполнении намаза существует особый ритуал - определённая последовательность движений, наклонов и словесных формул, которых должен придерживаться верующий. Согласно шариату, молитву нельзя совершать, не приняв ритуального омовения, так как ислам особое внимание уделяет не только духовной, но и физической чистоте человека и трепетно относится к вопросам личной гигиены.

3. Закя́т — обязательный налог, уплачиваемый мусульманами в пользу бедных и нуждающихся. Он взымается только со взрослых людей один раз в год в размере 2,5% от любого дохода или 10% от продуктов земледелия (урожая). Кроме этого, мусульманам рекомендуется совершать садаку — добровольные (необязательные) пожертвования в пользу бедняков и государства.
4. Сау́м (араб.) или Ураза́ (перс.) — пост, который должен соблюдать каждый мусульманин во время священного месяца Рамадан. Он заключается в отказе от приёма пищи и напитков, а также воздержании от любых развлечений и удовольствий в светлое время суток (от рассвета до заката). С наступлением темноты эти запреты снимаются, однако верующим не рекомендуется предаваться излишествам, это время следует проводить в размышлениях, молитве и чтении Корана.
5. Хадж — паломничество в Мекку, которое должен свершить каждый верующий, хотя бы один раз в жизни (при условии, что ему это позволяет сделать состояние здоровья и материальные возможности). Если человек не может исполнить хадж сам, то разрешается послать вместо себя «заместителя» с оплатой всех его расходов.
Хадж происходит в определённое время года (в месяце зу-л-хиджжа) в течение нескольких дней, когда предписывается выполнение целого ряда ритуальных действий и обрядов, освящённых традицией. В их числе: одевание в белые одежды (обряд ихрам), молитва у горы Арафат, бросание камней в символизирующий дьявола столб в долине Мина, жертвоприношение животных, испитие воды и омовение из колодца Замзам, семикратный обход Каабы, пробег между холмами Сафа и Марва. Выполнивший все эти ритуалы, получает право носить белую чалму и почётное звание — хаджа́.
Важным в исламе является также понятие джиха́д («усилие») — борьба за веру. Представители различных конфессий и направлений ислама трактуют его по-разному: от вооружённой борьбы и ведения войны с неверными (не мусульманами) до постоянной и неустанной работы по самосовершенствованию собственной личности и устранению в себе самом любых пороков, порицаемых исламом.
Основные течения ислама
Остаётся добавить, что в исламе не сформировалась такая же структурированная организация, контролирующая вопросы веры и действия верующих, подобная христианской церкви. Поэтому буквально сразу после смерти Пророка ислам стал дробиться на различные ветви и направления, из которых выделяются, на сегодняшний день, три основные конфессии: сунни́ты (его придерживаются около 80 % всех мусульман мира), шии́ты и суфи́ты. Самые агрессивные - ваххабиты, больше всего их в Саудовской Аравии, запрещено даже ввозить крестики, евангелие и прочее, говорят, что создали и спонсируют их английские выходцы.
В заключение следует отметить, что ислам (как и другие мировые религии) не одобряет неоправданного применения силы по отношению к иноверцам или атеистам, выступает против национальных и этнических распрей, учит, что для Бога важна не расовая, этническая или племенная принадлежность человека, а его внутренний мир и морально-этические жизненные установки.
Пророк Мухаммад говорил: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране же написано от лица Аллаха: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый». Таким образом, важно не только во что и как ты веришь, а какой ты человек, каковы твои мысли и поступки по отношению к себе и окружающим.

Ветхозаветная религия была дана Богом израильскому народу для подготовки его к принятию Спасителя. Ветхий Завет выполнил свою миссию, воспитав в рамках одного народа верующих в Единого Бога, благочестивых, богобоязненных, тщательно исполняющих предписанные религиозные обряды, знающих Писание для людей.
Христиане считают, что Воплотившийся Бог хотел дать людям возможность общения с Собой, хотел ответной любви, а не просто формальных обрядов. Кого более всего обличал Христос: благочестивых иудеев! Их внешнюю религиозность, чувство собственного достоинства от выполнения предписаний.
Эти люди не приняли Христа и жестоко убили Его.
Что же происходит далее.
На историческую арену выходит новая религия — ислам, которая во многом повторяет иудаизм, но происходит ревизия ветхозаветной религии!

Чем по мнению мусульман, ислам принципиально отличается от иудаизма?

Иудаизм и ислам действительно более близки друг ко другу, чем к христианству. Иудаизм в отличии от ислама ориентирован на национальность, доступ туда очень затруднен, ислам универсален. По мнению иудеев Тора вечна, мусульмане считают существующую Тору искаженной людьми, а последним Писанием - Коран. Остальное - по мелочи: разное кол-во ежедневных молитв и их форма, разная пища разрешенная и запретная (у иудеев намного больше пищевых запретов).

Как евреи смотрят на ислам:

Проповедь Мухаммада основывалась на его убеждении в близости страшного суда и глубокой вере в единого Бога. Взгляды пророка сформировались под влиянием представителей религий Аравийского полуострова. Мухаммад вначале не считал себя основателем новой религии, он претендовал лишь на восстановление древней религии Авраама (Ибрахима) и связывал свое учение со священными книгами евреев и христиан.

Основное положение ИСЛАМа о едином Боге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мухаммадом от евреев. Библейские персонажи играют важную роль в Коране; Авраам рассматривается как основатель монотеизма и одновременно основатель Ка‘бы («Черного камня») — древнего святилища в Мекке, почитание которого восходит к доИСЛАМским временам. Себя Мухаммад рассматривал как продолжателя миссии живших до него великих пророков, оставивших людям боговдохновенные книги. К числу этих пророков он относил Адама, Ноя,
Моисея, Давида, Соломона и Иисуса.

Мухаммад выступает в ИСЛАМе как последний из пророков.

Ухудшение отношения Мухаммада к иудаизму связано с крушением его надежд на то, что богатые и влиятельные евреи Медины признают его посланцем Божьим, пришествие которого обещано в Писании. С этими надеждами связывался ряд введенных Мухаммадом заимствований из еврейского ритуала: обращение в сторону Иерусалима во время молитвы (кибла), пост в десятый день первого лунного месяца (ашура), запрет употребления в пищу свинины, введенный наряду со специфическим для ИСЛАМа запретом употребления вина. Обычай обрезания, издавна практиковавшийся арабами, не носит в ИСЛАМе того исключительно религиозного значения, которое придается ему иудаизмом.

Ввиду упорной оппозиции евреев его проповеди, Мухаммад ввел ритуальные новшества, подчеркивающие отличие ИСЛАМа от иудаизма. Он предписал обращаться во время молитвы в сторону Мекки (Коран, сура 2:136–139), перенес пост на месяц рамадан, отменил большую часть еврейских пищевых запретов (см. Кашрут), сохранив лишь запрет на употребление свинины, крови, падали и мяса, предназначенного в жертву языческим богам, а также упрощенную процедуру ритуального убоя.

Он отменил обязательный субботний отдых, мотивируя это тем, что Бог не нуждался в отдыхе после сотворения мира (сура 50:37), и объявил пятницу днем молитвенного собрания, не связанным, однако, с запрещением работать. Эти отличия мусульманского ритуала от еврейского являются в то же время свидетельством связи ИСЛАМа с еврейской религией.



К священным местам ИСЛАМа относятся легендарные гробницы библейских патриархов (см. Махпела пещера), а также Храмовая гора в Иерусалиме, откуда, по преданию, Мухаммад вознесся на небо, оставив отпечаток копыта лошади в полу.

С самого начала ИСЛАМ представлял собой синтез религии, политических норм и права.
Унифицированная система религиозного образования, использование арабского языка как общего для всего мусульманского мира языка культа, права и науки, всеобъемлющая зависимость общественных и культурных форм от религиозных предписаний сделали ИСЛАМ основой своеобразной цивилизации, которая объединяет различные народы, исповедующие эту религию.

Подобно иудаизму, ИСЛАМ возник на основе письменного закона (Коран), развитого и дополненного позднее в системе устного закона, представленного, в первую очередь, священным преданием (сунна), которое состоит из множества канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях основателя ИСЛАМа и его сподвижников. Наряду с Кораном и сунной, в мусульманском религиозном праве (шариат) используется в качестве основ заключение по аналогии (кияс) и установленное практикой согласие верующих (иджма).

Право самостоятельного суждения по вопросам религиозного закона, основанного на ревностном изучении его источников (джтихад), признавалось лишь за учеными первых поколений. В ортодоксальном течении ИСЛАМа (суннизм) возобладало мнение о неоспоримости суждений ранних авторитетов; в другом его течении (шиизм) право интерпретации религиозного закона предоставляется потомку Мухаммада — имаму — и от его имени — богословам-муджтахидам.

Многие еврейские поучения, афоризмы, этические предписания перешли в хадисы; вся литература хадисов так же, как и легенды о пророках, отражает знакомство с Галахой и Аггадой, как они изложены в талмудической и мидрашистской литературе. Фундаментальное сходство между иудаизмом и ИСЛАМом не всегда является отражением прямого влияния одного на другой, но часто объясняется тем, что сходная религиозно-правовая структура обеих религий предопределила подобные пути их развития в последующие столетия.

Одним из каналов, по которому осуществлялось влияние еврейской традиции на ИСЛАМ, была так называемая литература исраилият. К ней относятся: 1) рассказы, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша, используемые арабскими историками, толкователями Корана и авторами легенд о пророках для объяснения слов Мухаммада в тех случаях, когда их смысл неясен или противоречит Библии; 2) описания жизни и деятельности мусульманских мистиков, а также благочестивых людей, относимых традицией ИСЛАМа к бану Исра‘ил (`народу Израиля`).

Результатом отказа евреев признать миссию Мухаммада явились враждебные высказывания в Коране в адрес евреев.

Упрочение ИСЛАМа и распространение его за пределы Аравии сопровождалось смягчением отношения к евреям. Им предоставлялась свобода исповедания своей религии при условии уплаты ими особой подушной подати (джизья)"



Рай и Ад в исламе: чем они отличаются от христианских

В учении о загробном мире христианства и ислама, принадлежащих к числу авраамических вероисповеданий, имеются представления о Рае и Аде. В каждой из этих монотеистических религий сложилось собственное видение этих эсхатологических пространств.


Райский сад в исламе
В исламской традиции рай представляет собой вечноцветущий идиллический сад «ал-Джанна» (сад), куда после смерти попадают праведники. Этот живописный уголок является ничем иным как местом жительства Адама до грехопадения, а значит для мусульманина попадание в рай, ассоциируется с возвращением в состояние первого человека на Земле. Иными словами в исламе будущий рай соответствует раю первозданному.
Такое видение проистекает из того, что в Коране отсутствует учение о первородном грехе, зато отмечается, что каждый правоверный отвечает перед Всевышним только за свои прегрешения, и ни один из них не несёт на себе печать греха пророка Адама, который осознав его, покаялся и был прощён Богом.
Описание райского сада в исламе свидетельствует о том, что попавшим в него личностям уготовано непрестанное эстетическое и телесное наслаждение, «превышающее всякий ум». Доказательством этого служат слова исламского мистика Ибн Араби, который говорил, что «наивысшая из степеней рая – удовлетворение и успокоение».
Непременными составляющими мусульманского рая являются жемчужные дворцы из 70 комнат, в каждой из которых накрыт стол из 70 блюд и возвышается ложе на 70 постелей, на которых лежат 70 пленительных чернооких гурий, и где прислуживают 70 слуг.
В исламском рае Аллах появляется лишь для того, чтобы поприветствовать праведников и осведомиться нужно ли им ещё что-либо (Коран 36:58), в остальное время между ними нет контактов. Весь свой досуг обитатели эдема проводят за сексуальными, пищевыми и прочими наслаждениями.
Мусульманская религия предполагает попадание в рай только лишь после Суда и Воскресения.
Райский град в христианстве
В христианстве рай имеет образ града, поскольку Царство Божие не может находиться в месте, где согрешил Адам, из-за которого каждый приверженец этой конфессии несёт на себе частичку первородного греха. Согласно Библии после смерти праведник не возвращается в состояние первого человека, а стремится воссоединиться с Христом и войти в новый преображённый рай.
Этот град, где не бывает ночи, обнесён высокой стеной с 12 вратами, которые увенчаны ангелами, а от врат исходят покрытые золотом улицы.
Город, как местонахождение Эдема, выбран неслучайно, так как он является изобретением человека падшего, желавшего победить одиночество и через общение с другими людьми восполнить утраченное единение с Господом. Таким образом, уподобление Рая граду свидетельствует, что в христианстве сам человек соучаствует во спасении.
В отличие от исламского эдема град Божий не предназначен для отдыха с удовольствиями, в нём люди служат Господу и раскрывают свой творческий потенциал, присущий им как образу Божию: «Царство Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 27).
Для христиан смысл блаженного бытия в раю заключается в жизни с любимым и любящим Господом, а не в чувственных наслаждениях свойственных исламу. В христианском рае не выходят замуж, не женятся, а пребывают, словно Ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 30).
Кроме того, для приверженцев данной религии близость к раю обусловлена не хронологией, а личностной близостью с Богом даже при земной жизни. Для них град Божий не столько конкретное место, сколько состояние души и тела.
Ад в исламе
В мусульманской религии ад, то есть место будущего наказания грешников и джиннов, именуется Джаханнамом. Этот страшный угол загробного мира, находится под мостом aс-Сират, ведущим в райские сады. Согласно исламу каждый умерший человек в день Суда должен будет пройти по нему и, если он в земной жизни был праведником или правоверным, то благополучно преодолеет его и поселится навечно в раю. В противном случае он упадёт в ад, представляющий собой огненную геенну (Коран 101.9), где специальные ангелы беспрестанно будут мучить связанные цепями тела грешников, предавая их жгучему огню, постоянно сдирая кожу, давая пить кипяток и гнойную воду.
В исламской эсхатологии в ад, помимо грешников, попадёт большинство женщин. Свидетельство тому слова Мухаммеда: «О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей ада – это вы». На вопрос одной из женщин: «Почему?», он ответил: «Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом было больше недостатков в вере и уме, чем у вас» (Муслим, 1879).
Ещё одной отличительной чертой исламского ада является то, что даже самый отъявленный грешник-мусульманин после некоторого временного отрезка пребывания в нём по ходатайству Мухаммеда может переместиться в рай, чего никогда не произойдёт с иноверцем.
Христианский ад
Христианский ад представляет собой место осознанного наказания, куда попадает душа неверующего человека. Грешник пребывает в нём в сознательном состоянии (Лк 16:23-25) и его душа образно описывается как тело, имеющее уши, глаза, пальцы, память и язык.
Согласно прп. Макарию Египетскому, человек своим личностным выбором при земной жизни сам себя готовит к вечности ада, Бог не предпринимает никаких действий для того, чтобы он не попал в рай.
Ад в христианстве – это своего рода перевалочный пункт, где безбожники ожидают приговора Божьего Суда. А уже после вынесения негативного вердикта они отправляются отбывать своё вечное наказание в «огненное озеро», где горит неугасимый огонь и царит страдание.
Даже будучи в аду, нераскаявшиеся нечестивцы не будут лишены божественной любви, однако, в силу своей греховности они иначе будут ощущать на себе её силу. Как говорил прп. Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви».
В иудаизме - цель творения — дать человеку возможность получить истинное наслаждение. Этот мир — мир работы, а будущий мир — мир награды за эту работу. Человек попадёт в будущий мир только после воскрешения из мертвых, поскольку не только душа, но и тело человека должно получить подобающую награду. Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в книге «Путь Творца» пишет, что после того как Адам согрешил и, таким образом, осквернил свою душу, душа человека (как известно, души всех людей — это «осколки» души Адама) должна пройти процесс очищения.

Рамхаль пишет: «И поскольку приговорена человеку смерть, как мы говорили выше, получается, что это соединение (души и тела) должно разъединиться на определенное время, и после этого — опять соединиться. Во время этого разъединения должно быть место для души и для тела, соответствующее цели этого разъединения. Необходимо, чтобы тело возвратилось к своему основанию, чтобы разложилась его структура и уничтожилась форма. Поскольку тело было сотворено из праха, в него возвратится, как сказал Благословенный человеку (Берешит 3:19): “Ибо прах ты и в прах возвратишься”. Но душе, удостоенной своими деяниями, ничего не остается делать, кроме как ждать, когда с телом произойдет то, что должно произойти. Оно должно сначала разложиться и уничтожиться и оставаться в прахе нужное время, и затем быть заново построенным к тому времени, когда душа вновь войдет в него».

Далее Рамхаль пишет: «Однако необходимо, чтобы существовало в ожидании этого место для души. И для этой цели, действительно, приготовлен мир душ, куда войдут чистые души после выхода их из тела, и будут пребывать там, в месте покоя все время, пока тело проходит то, что уготовано ему пройти». Сам мир душ делится на две части: Рай и Ад. Души праведников (т.е. тех людей, которые сделали больше добра, чем зла) попадут в рай, где будут «пребывать в достоинстве и наслаждении, подобном тому, что будет дано им после, во время вышеупомянутого истинного воздаяния». А душа грешника попадёт в ад, где будет испытывать страдания в течение 12 месяцев, чтобы искупить свои грехи и придти в будущий мир чистой от них.

.
Любимые молитвы мусульман.
Made on
Tilda