В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами) появился на свет 19 июля 3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.
Сами кришнаиты заявляют, что веруют в единого Бога. Мало того, они уверяют, что между их религией и христианством нет принципиальной разницы. Ведь даже имена у Мессии были одинаковые. Кришна и Христос, по мнению некоторых сторонников культа, это две ипостаси одного и того же Бога.
Кришна – это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других – пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну.
в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям – пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.
Кришну наделяли такими качествами, как «вечная юность», «излучающий сияние», «правда». И, наконец, в последнем изводе – гаудии-вайшнавизме – ему приписывается атрибут единого Бога – так называемая Абсолютная истина.
Брат Деваки, царь Камса, для того чтобы взойти на престол заключил в тюрьму своего отца, царя Уграсену. Опасаясь за свою жизнь из-за пророчества, в котором Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына Деваки, он бросил супружескую чету в тюрьму, намереваясь убивать всех новорожденных детей Деваки.
После убийства первых шести малышей, и седьмого мнимого выкидыша, у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Так как жизни младенца угрожала опасность, его чудесным образом перенесли за пределы Матхуры и отдали на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула. Двое других младенцев Деваки также выжили, — Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини, первой жены Васудевы), и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини, которая родилась уже после Баларамы и Кришны).
Когда Камса узнал, что младенцу удалось вырваться из его рук, он начал посылать различных демонов (таких как Агхасура), с заданием уничтожить Кришну. Все эти демоны погибли от рук Кришны и его брата Баларамы
Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными — в их число входили Рукмини, Сатьябхама и Джамбавати. Остальные 16 100 девушек были прежде в плену у демонического царя Наракасуры, пока Кришна не убил его и не освободил их всех. В согласии со строгими обычаями того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж, так как считались падшими, но Кришна несмотря на это, взял их себе в жёны и сделал их принцессами. В вайшнавских традициях индуизма, все жёны Кришны в Двараке считаются воплощениями Лакшми.
Это был удивительный младенец: у него были глаза, подобные лепесткам лотоса, и рук у него было не две, а целых четыре.
Всего лишь мгновение созерцали Деваки и Васудева явившееся им чудо, а уже в следующий миг перед ними лежало обыкновенное новорожденное человеческое дитя. Его назвали Кришна — «Темный», так как его кожа была цвета грозовой тучи.
Шли годы. Кришна вырос. Предсказания астрологов сбылись. Однажды он вернулся в Матхуру, убил своего дядю Камсу, восстановил на престоле своего деда, а для себя, посреди океана, на острове, построил прекрасный город Двараку, в котором стал править в соответствие с высшим законом.
Однажды, когда Юдхиштхира, обманутый своим братом Дурьодханой, проиграл в кости своё царство, братьев и жену, Драупади подверглась унижениям и издевательствам со стороны родственников.
Арджуна возликовал: душа подсказывала ему, что победа не там, где сила, а там, где божественное провидение, там, где Кришна.
Кришна поведал Арджуне, что он не обычный человек: «Знай же, Арджуна, что Я — творец Вселенной. Я — источник всей жизни, прародитель богов и полубогов. По моей воле все существа рождаются, живут и умирают. Я — отец и мать Вселенной и всего, что ты в ней видишь…Но представь себе: среди людей Я — царь, среди животных Я — лев, среди птиц Я — Гаруда, среди светил Я — Солнце, среди звуков Я — Ом, среди рек Я — Ганга, среди Вед Я — Сама-Веда, среди покорителей Я — время. Я — творение, разрушение и поддержание мира. Хотя создается впечатление, что я рождаюсь в этом мире в человеческом теле, на самом деле Я прихожу сюда добровольно. Я — Аватар, то есть «тот, кто нисходит». И Я нисхожу в этот мир, хотя со стороны кажется, что Я рождаюсь. Невежды, неспособные понять, что Всевышний может иметь любой облик, поносят меня. Между тем Я приходил на планету в разных ипостасях: в образе черепахи, льва, вепря, рыбы, брахмана, бога Рамы. Я прихожу в каждую эпоху, чтобы спасти святых, покарать грешников и восстановить истинную веру…Поскольку ты, Арджуна, свободный от зависти и гнева, предался мне, не променял меня ни на какие армии мира, в решающий час призвал меня как единственную опору и надежду, Я открою тебе то, что недоступно никому из смертных, — мой подлинный вселенский облик. Таким меня не видел никто. Я наделю тебя сверхъестественным зрением, и тебе откроется величайшее из сокровищ — облик Вселенной».
Душа человека — поле Курукшетра, где кипят его страсти и страхи. Ты, Арджуна, должен преодолеть сон невежества, победить сомнения и действовать. Армия, стоящая перед тобой, — это люди, которых я приговорил к смерти задолго до сегодняшнего сражения. Уничтожь тех, кто уже уничтожен мною. Ты — всего лишь орудие для исполнения моего замысла. Ты не можешь причинить им вреда, их души жили раньше и будут продолжать жить. Душу невозможно пронзить оружием, сжечь огнем, утопить в воде или иссушить ветром. Так иди же, сражайся и сверши свой долг кшатрия!»
Начали отсчет те страшные 18 дней, в течение которых в смертельном поединке сходились две армии.
У отца Кришны была сестра Кунти. В ранней юности особым заклинанием она призвала к себе бога солнца Сурью и родила ему сына – Карну. Позже ее выдали замуж за царя Панду, который был бесплоден. Царица решила подарить ему сыновей, зачатых от богов. Их стали называть Пандавами. Кришна был их двоюродным братом. Братьев невзлюбили царевичи из рода Кауров и стали враждовать с ними. Кауравы постоянно унижали Пандавов, претендуя на их территории и захватывая их богатства.
Кришне пришлось сообщить Пандавам, что единственный путь отстоять принципы добродетели и праведности – война, которая стала неизбежной.
Арджуна, один из Пандавов, был вынужден честью воина и обстоятельствами принять трудное решение — выйти в бой со своей семьей.
Материя должна быть разрушенной, ведь это лишь иллюзия материального мира. Гибель людей — также иллюзия, ведь души людей бессмертны, а тела всегда сменяют друг друга, переходя из жизни в жизнь. Главное — дать родиться и утвердиться святому духу свободы, правды и чести.
Так Арджуна решается на битву и выигрывает. Однако победа далась непросто, ведь за 18 дней он потерял почти все свое войско.
После смерти своего брата, Кришна отправился в лес, чтобы медитировать под деревом. Охотник случайно принял ногу Кришны, как часть тела оленя и выпустил стрелу, смертельно ранив Кришну. Таким образом закончилась земная жизнь воплощения бога Вишну. Его смерть связывают с проклятием, которое наслала мать Кауравов, считавшая, что Кришна приложил недостаточно усилий для предотвращения войны.