Митраизм - религиозный культ, сложившийся вокруг почитания бога Митры, распространившийся в римской армии в I—IV веках.
Митре поклонялись предки персов и индусов.
Многие воины были приверженцами культа Митры, так как он считался богом, приносившим победу.
В авестийском языке «митра» обозначает договор. Он является защитником воинов, защитником души праведного от демонов, вершителем последнего суда, помогающим душе подняться на небеса. В жертву ему приносили скот и пернатых.
В зороастризме Митра воспринимался как одно из божеств, являющееся посредником между божественной сферой и людьми. На Западе он считался солнечным божеством.
Днем рождения Митры, Непобедимого Солнца считалось 25 декабря, поскольку с этим числом связано увеличение светового дня.
Обе религии имели тайный характер, проповедовали братство, которое проявлялось в реальной жизни общин. Обе религии имели сходный ритуал с омовениями, вкушением священной пищи. Сходными были аскетическая жизнь, учение о бессмертии души, о суде, будущем воздаянии и воскресении из мертвых. Митра как посредник между божественной и человеческой сферами, творец и судья был близок к александрийскому христианскому Логосу.
Христианство, несмотря на непримиримость к нему государства, покорило империю, а митраизм умер после того, как государственная власть отвернулась от него.
В зороастрийских мифах Заратуштра предстает как спаситель человечества:
первоначально созданный Ахурамаздой в форме духовной сущности, помещенной в ствол дерева жизни хаомы. Через 6 тыс. лет он должен обрести телесное воплощение и, озаренный неземным светом истины, способствовать победе добра на земле.
Кроме того, Зороастром впервые выдвинуты идеи о суде над каждым человеком, о рае и аде, о посмертном воздаянии и наказании, о будущем воскресении, о пришествии Спасителей, о Последнем суде над всеми и вечной жизни вновь соединившихся души и тела. Впоследствии они оказали большое влияние на религиозные искания человечества и были заимствованы другими религиями.
Жрецы Митры заявляли, что он стоял по правую руку от правителей – как на троне, так и вне его. Наступило время, когда каждый император изображался скульпторами и художниками с нимбом вокруг головы. Этот нимб принадлежал Митре. После эпохи римских императоров этот обычай перешел к папам и епископам римско-католической церкви.