Традиционные религии на страже духовно-нравственных ценностей

Духовно- нравственные ценности ислама
Традиционные религии на страже духовно-нравственных ценностей

«Мы живём в многонациональной и многоконфессиональной стране. Каждая нация имеет свои традиции и культуру. Но ценности, которые несут в себе традиционные религии, – общие для всех народов. Религии единобожия учат своих последователей нравственности и тому, что все люди независимо от нации, имеют одного общего предка», – подчеркнул Самигуллин, также отметив важность неразрывной связи современных россиян со своими предками. Ведь только при условии крепкой связи между поколениями, которые много веков живут на одной земле, соблюдают семейные, национальные и религиозные традиции, у человека возникает целый спектр чувств по отношению к своей Родине, в том числе и ответственность за её судьбу. В своём выступлении Камиль Самигуллин сделал особый акцент на то, что традиции народов России имеют общие корни и все воспевают целомудрие, скромность, благонравие. Яркий тому пример – традиция ношения платка, покрытия головы, которая свойственна не только исламу, но и христианству и иудаизму. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к архиву, поднять старые фотографии, да даже просто взглянуть на православные иконы. Также татарстанский муфтий подчеркнул роль мусульманских религиозных деятелей и мечетей в повышении уровня духовности, культуры, нравственности, образованности и солидарности общества. Ведь именно имамы с минбаров призывают к вере, к соблюдению законов Всевышнего, к сохранению непреходящих общечеловеческих ценностей, ведут идеологическую борьбу против принципов вседозволенности и моральной распущенности в обществе, которые стали популяризироваться в последнее время. Мечеть в этом процессе играет важную роль в повышении уровня духовности культуры, нравственности образованности и солидарности общества. В свою очередь именно отечественное мусульманское богословское наследие является оплотом идей добрососедства и терпимости. В связи с этим Самигуллин вспомнил поступок муфтия ЦДУМ Габдрахмана Расулева, который в 1942 год издал фетву с призывом к единодушной борьбе с фашизмом и отдал личные средства на строительство танковой колонны. «Советские мусульмане последовали призыву и пошли на фронт защищать общую Родину. Мусульмане в зоне СВО тоже должны знать, за что они ушли – защищать свою родину, на которой свободно живут и исповедуют религию их единоверцы», – подытожил муфтий.

Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/2022/11/25/ekstremizm-traditsionnye-tsennosti-i-protivostoyanie-zapadu-kak-proshlo-zasedanie-kluba-valday-v-kazani?ysclid=lb7l9jtvlg233829139

Духовно-нравственные ценности в исламе


Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. Остановимся поподробнее на каждом из них.
Духовность – это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовно-нравственные ценности – это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.
Современная культура находится в состоянии поиска всеобщих ценностей, которые, с одной стороны, выражают единство интересов различных культур, с другой – отражают их уникальность и неповторимость.
Все эти ценности изложены в Исламе.
В западной публицистике все чаще звучат голоса тех, кто считает, что базовые нравственные ценности ислама несовместимы с социально-политическими и экономическими устоями современного западного мира. При этом забывают, что вся современная цивилизация строится на базовых принципах единобожия, к которому принадлежит и ислам. Тем не менее, в Европе говорят уже о том, что мусульманские общины Запада способны нарушить социальный баланс в западных странах. Появился и специальный термин – «столкновение цивилизаций».
Однако современному мусульманину, мирно живущему в любой стране западного мира, трудно воспринять идею такого цивилизационного столкновения. Для мусульман России такая точка зрения вообще смехотворна, так как российские мусульмане – это неотъемлемая историческая составная российской государственности. Да и сама российская государственность на самых ранних этапах своего формирования создавалась при активном участии мусульманской созидательности, нравственности и общественных воззрений. Для любого мусульманина, очевидно, что западной цивилизации следует говорить не о цивилизационном столкновении с исламом, а воспринимать ислам как Божественное Благословение и фактическое спасение для западного мира.
Ислам — это естественная религия для всего человечества, которая существовала со времен возникновения этого мира и говорила в сердце каждого мужчины и женщины, где бы они ни жили. Моральные и нравственные ценности, присущие Исламу, способны принести мир и благополучие в любую страну, и поликультурное общество. Ислам, как религия мира, не может нести угрозу ни одной стране.
Ислам может предложить много позитивного современному западному миру. Вместо того чтобы рассматриваться как угроза, Ислам должен быть тем, что он есть на самом деле – тонкой, доброй, отзывчивой и притягательной религией, способной стать украшением любого общественного устройства.

Добропорядочный мусульманин – это достойный гражданин, приносящий пользу обществу.
Настанет, наконец, час, когда люди вместо того, чтобы внимать антиисламской пропаганде, смогут увидеть и услышать настоящего мусульманина – смиренного перед Всевышним Аллахом, добропорядочного семьянина и добросовестного труженика, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных религий и культур. И люди услышат мусульман, когда они увидят, какой весомый вклад мусульмане вносят в развитие общества.

Автор: Муфтий Республики Мордовия

Айзатуллин Зяки Абдулкаримович

Духовно- нравственные ценности ислама
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, дорогие братья и сестры!
В Коране, в суре «Женщины» (4:36) сказано:
«...Относитесь с добром к родителям и к родне, сиротам и беднякам, соседу близкому и соседу далекому, и другу, который рядом, путнику, оставшемуся в пути и тем, кто находится в вашем подчинении. Поистине, Аллах не любит хвастливых, горделивых, высокомерных, беспощадных по отношению к людям»
Именно по причине хвастовства, гордости и высокомерия в среду человечества вкралось раз- деление, нарушившее его первозданное единство, подобное единству в семье.

Исламская мораль опирается на систему нравственных норм, базирующихся на представлении о том, что высшей целью человеческих деяний является стремление достичь довольства Бога. Сделав божественное откровение основным источником морали, ислам ориентирован на сочетание стабильности, постоянства нравственных стандартов и их разумной гибкости в пределах границ, за которыми начинается нравственная распущенность и разврат.

Исламская мораль ориентирована на тесное сочетание искренней любви к Богу и справедливого отношения к окружающим. В Коране говорится: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные».

Одно из важнейших нравственных достоинств мусульманина — богобоязненность (на арабском языке слово «таква» обозначает и «богобоязненность», и «благочестие»). Богобоязненность (таква) в исламе понимается как состояние, в котором правоверный мусульманин начинает понимать, что все его мысли, слова и поступки открыты взору Бога.

Упование на милость Аллаха — это необходимое для мусульманина нравственное качество.

Мусульманин должен сделать всё зависящее от него для успеха дела, приложить максимальные усилия, и только после этого полагаться на Всевышнего.

Пророк Мухаммад называл терпение (сабр) «половиной религии». Коран предписывает мусульманам быть терпеливыми и стойко переносить все тяготы жизни.

Коран считает справедливость одним из ценнейших нравственных качеств.

Made on
Tilda