В еврейской системе ценностей святость, которая не сочетается с деятельной заботой о других, бессмысленна.
Для евреев нравственное поведение – это одна из форм служения Б-гу.
Наши поступки влияют на наши мысли и чувства.
Иудаизм всегда подчеркивал важность сказанного слова. Еврей должен быть правдив, не унижать другого и не вводить его в заблуждение, а также не распространять слухов: чем влиятельнее человек, тем осторожнее он должен быть в своих высказываниях.
“Каждый, кто хорош для людей, хорош и для Б-га; но каждый, кто нехорош для людей, и для Б-га нехорош”.
Нравственность не исчерпывается простым выполнением правил. Однако последовательное выполнение мицвот, достижение того, что их соблюдение становится “второй натурой”, оказывает влияние на развитие личности.
Человек, уважающий родителей, помогающий бедным и следящий за тем, чтобы не присвоить даже мелочи, принадлежащей другому (например, лишней сдачи, данной продавцом по ошибке), нравственно совершенствуется.
В соответствии с еврейским взглядом на мир, нравственный человек – это тот, кто сочетает работу над собой с заботой о других.
Еврей должен быть правдив, не унижать другого и не вводить его в заблуждение, а также не распространять слухов: чем влиятельнее человек, тем осторожнее он должен быть в своих высказываниях.
Недоброе слово может очень обидеть. “Убить человека можно только однажды, но, унизив его, вы убиваете его многократно.”
Страдание иногда помогает совершенствованию личности, приучая человека быть терпеливым, скромным, сочувствовать горю другого, помнить о краткости человеческой жизни и осознавать ее цель. Пройдя через испытания, люди обнаруживают в себе такие резервы внутренней силы, о наличии которых раньше и не подозревали. Пережив страдание, они становятся лучше. Если бы Б-г только осыпал нас благами, мы были бы лишены выбора и могли бы только любить его, а, следовательно, могли бы только творить добро. Существование страдания в мире создает почву для отрицания Б-га и совершения дурных поступков. Таким образом, страдание необходимо для обеспечения абсолютной свободы выбора между добром и злом. Евреи всегда считали религиозной обязанностью посещение больных, помощь бедным, утешение скорбящих о потере близких. С давних времен в еврейских общинах обязательно организовывалась помощь нуждающимся.
“Поддержание физического здоровья и бодрости – это часть служения Б-гу, потому, что невозможно знать или понимать волю Б-га, если человек болен. Следовательно, следует избегать всего, что наносит ущерб здоровью.”
“Три вещи подрывают здоровье человека: тревога, путешествие и грех”.
Употребление алкоголя и наркотиков приводит к ослаблению самоконтроля, делая невозможным выполнение религиозных обязанностей и одновременно подвергая человека опасности совершения поступков, противоречащих заповедям Б-га.
Семья – чрезвычайно важный компонент еврейской жизни. Это система отношений, внутри которой муж и жена достигают зрелости как личности. Главная обязанность мужа – кормить и одевать жену, считая ее благополучие главным приоритетом.
Родители должны кормить и одевать детей и подавать им пример еврейской жизни. Они также должны дать детям средства к самообеспечению. “Научи сына ремеслу, - говорит Талмуд, - иначе ты научишь сына быть грабителем”.
Дети должны относиться к родителям с уважением и заботиться о них. “Следи за тем, чтобы у них были еда и питье, и доставляй их туда, куда им нужно”, - говорит Талмуд.
По мнению иудаизма, сексуальные отношения допустимы только в системе брака – устойчивых отношений между одним мужчиной и одной женщиной. Тора категорически запрещает супружескую неверность (сексуальные отношения с чужой женой или мужем) и кровосмешение. По мнению иудаизма, важно, чтобы человек занимался профессиональной деятельностью. “Безделие ведет к безнравственности”. В здоровом обществе каждый вносит свою долю в общее благо. Безработица опасна для общества, так как в некоторых случаях создает почву для преступления. “Научи сына ремеслу, - говорит Талмуд, - иначе ты научишь его стать разбойником.” По еврейскому закону, отношения между работодателем и работником рассматриваются как контракт. Нарушить такой контракт – значит совершить грех. По этой причине работодатель обязан выплачивать заработную плату вовремя, не сделать этого равносильно грабежу.
“хороший, красиво обставленный дом” важен для психологического благополучия человека. Иудаизм всегда учил людей находить золотую середину между погоней за богатством и пренебрежением материальной стороной жизни.
Отвергая погоню за материальным, иудаизм никогда не впадал в другую крайность, провозглашая бедность идеалом. “Бедность хуже пятидесяти казней”, - сказано в Талмуде. Все евреи обязаны отдавать по крайней мере десятую часть своего заработка на благотворительность.
Посвящение другим своего времени и усилий называется гмилут хасадим – добрые дела. В еврейских общинах общими усилиями заботятся о больных, о детях семей, испытывающих трудности, утешают скорбящих.
“К убогому относись как к члену своей семьи.”
“Молитесь за благополучие законной власти: если бы не страх перед ней, люди проглотили бы друг друга живьем.”
Ведение войн, будь то для создания империи, колонизации или мести, евреям запрещено.
Иудаизм обязывает еврея предпочесть смерть совершению одного из трех грехов: убийство, идолопоклонство, разврат.
Забота о животных занимает важное место в этике иудаизма. Запрет на проявление жестокости по отношению к животным составляет часть Законов Сыновей Ноаха, которые евреи считают обязательными для всех людей.Животные – наши помощники. Они работают для пользы человека.
Тора говорит нам, что человек был помещен в этот мир для того, “чтобы возделывать его и хранить его” (Бытие 2:15). Важность этого акта становится очевидной в свете утверждения иудаизма о том, что Б-г хочет, чтобы люди служили ему и в конце концов сделали мир местом, пригодным для пребывания в нем Б-га. Это означает, что эта планета принадлежит Ему, а не нам, и что мы должны пользоваться ее ресурсами так, как следует. Такой подход возлагает на людей огромную ответственность.
Загрязнение окружающей среды – неизбежный фактор нашей жизни. Каждый раз выбрасывая конфетную обертку или включая газовую плиту, мы способствует загрязнению окружающей среды. Мы можем, однако, контролировать загрязнение, если будем ответственно относиться к сбору мусора, повторно использовать часть его, избегать ненужной затраты энергетических ресурсов. Иудаизм утверждает, что установление контроля за загрязнением окружающей среды имеет нравственный аспект, поскольку напрямую связано со здоровьем и благополучием людей. Забота об этом должна быть поставлена выше коммерческих интересов.